Нужны уроки о рекламе, а не уроки рекламы

© Денис Паничкин

 

После ряда прочтений в Интернете решил поискать о том, как преподносят рекламу детям. Набрал «Реклама для детей, план мероприятия». И оказалось, что и здесь взаимоисключающая практика. Пока одни пишут критические исследования и статьи про влияние рекламы на детей и детство, другие организовывают её изучение в школе. В Интернете я нашёл немало сценариев внеклассных и внеурочных мероприятий для младших школьников, встречались «тематические» примеры для старшей и даже средней группы дошкольников по рекламе.

И ни одного примера, где детям разъясняется сущность рекламы!

Нет, я не против рекламы как таковой. Но есть реклама, по крайней мере, двух разных видов.

Реклама, которая существовала в СССР, была призвана правдиво, доходчиво информировать покупателей о товарах и услугах, воспитывать у них разумные потребности, прививать хороший вкус.

Массовая реклама в том смысле, как я далее буду использовать это словосочетание, создаётся в целях потребительского образа жизни, в основе - коммерческий подход к повседневности. Отдельные потребности формируются искусственно, чтобы продавать то, что не нужно, и по завышенным ценам. Такая реклама может содержать и скрытые унижения.

Именно второй вид рекламы присутствует во всех мероприятиях. Которые вполне соотносятся с другими искажениями детского сада и школы, искажениями детства.

Навязываем иностранный уже грудным, - и с ошибками пишут студенты-дипломники, а часто и преподаватели (то есть на родном языке и взрослые люди).

Под видом «финансовой грамотности» продвигаем создание «детей рынка», - и дети не могут решить задачи на проценты на примере определения скидки при распродажах.

А тех, кто школу заканчивает, учим «думать, как предприниматель», вместо того, чтобы содействовать освоению начал какой-нибудь рабочей профессии, связанной с производительным трудом. Заодно лепим слово «зарабатывать» туда, где уместнее стоит поставить другие понятия, родовое из которых – «сколотить состояние», а частные – вымогать, присваивать, похищать, «стричь купоны», потому что они относятся к нетрудовым доходам, которым в ряде случаев и сейчас бы стоило поставить всенародный заслон.

Реальные лица массовой рекламы часто врут за то, что организаторы этого вранья с ними делятся этими нетрудовыми доходами.

Ради этого переписывается детская литература. Но если поставить петербургских персонажей детских книг разных лет, то могу сказать, что маленькие подземные жители, описанные Антонием Погорельским, были представлены автором искренне. А все эти «эрмиты» и «бенуарики» создавались ради «коммерческого успеха».

Спекуляция на понятии «успешности», как стараются положительно представить подлую наживу, находит своё крайнее выражение в общественно-вредной деятельности блоггеров. Они преподносятся как самые высокодоходные, «получающие больше банкиров», но все их доходы – одна статья: с ними делятся организаторы массовой рекламы.

Организаторы массовой рекламы никогда не произносят и не пишут положения своей идеологии, чтобы она оставалась неофициальной, следовательно – необязательной. Это выражает их сознательную безответственность и социальный паразитизм. Вместо этого они отслеживают, и находят того, кто им ближе по их идеологическим интересам, и его продвигают». То есть все эти блоггеры выдвинулись благодаря политике «рекомендаторства», поисковые программы для публики всегда настраиваемые, их администраторы подчас вручную вводят, кого ставить в первые строки.

Самое худшее из падения нравов в данном случае – лояльное отношение к этому, разновидность молчаливого одобрения толпы.

Если бы кто-то открыто заявил в Интернете (или других видах СМИ), что он или она ежемесячно получает такой доход на торговле наркотиками или на взятках от студентов – то реакция могла быть не такой одобрительной при любой сумме. Так просто этого не придёшь и не скажешь.

Но ведь учителям стоит учить детей понимать, что «зарабатывать» и «работать» - не противоположные понятия, что всё это – не работа, а «сколотить состояние», и напоминать, что все такие состояния нажиты самым бесчестным путём. Что все эти полонские и куклины, а также продажные девки блоггерства (не стесняться при этом в выражениях и не бояться произносить имена) – шуты, которые готовы облизать унитаз (и такое было), ради барских подачек. Они не на себя работают, а на массовую рекламу, которая, пользуясь тем, что законом о рекламе можно лавировать, одурачивает обывателей, восхищающихся непосредственными исполнителями этого обмана. Что деятельность этих блоггеров в какой-то мере - вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления. И что таких, кто вот так напоказ живёт, уже больше, чем им самим бы того хотелось. А новововлечённые останутся ни с чем! Даже меньше, чем ни с чем, - потеряв время и деньги.

Разъясняя сущность массовой рекламы, следует опираться на рекламу правильную, которая была в СССР и которая применима и сегодня. Давать понять, что не стоит навязывать людям то, что им не нужно, что следует лучше подумать, что, как и для кого производить. Ведь первые «капиталистические» учебники экономики – они появились сразу после распада СССР – именно с этого и начинались. «Маркетинг» (как продавать то, что не нужно) и «мерчендайзинг» (то же самое, но по завышенной цене, и с подачей как «элитное») появились позже, тем более – в вузах.

Надо объяснять детям, что «красивая и интересная жизнь» - не всегда хорошо. И что дорогая одежда и дорогая модель мобильного телефона – не показатель и тем более не право унижать того, у кого они поскромнее. Решительно пресекать такие попытки. Объяснять, что имущество и социальный статус родителей – ещё не статус самих детей. Приводить примеры потери этого статуса.

Ведь немного мастерства – и у детей можно вызвать категорическое непринятие блоггерства. Как и профессию хотя бы и дворника, но можно представить привлекательно. В Пикалёвском краеведческом музее я видел выставку, рассчитанную как раз на младших школьников, - о том, чем занимались отходники из Олонецкой губернии в Петербурге. Представлен реальный случай, как крестьянин десть лет прослужив дворником при доходном доме, смог отложить достаточно денег, чтобы построить себе в своём селе приличный дом. То есть эта профессия была не только почётной, но и в чём-то доходной. Или другой случай- история мастера-гравёра, начавшего с ученичества на фабрике ювелирных изделий Фаберже.

Эта экспозиция - тоже правильная реклама, хотя не коммерческая!

Но всё это потребует от учителей подхода «кто, если не я?»

Увы, единства учителей и всех, кого такое тревожит, я не вижу. Те, кто может этому противостоять, тратит возможности напрасно либо ведёт деятельность, не соответствующую заявленным целям. Сообщество «Научи хорошему» интересует собственная популярность под видом борьбы «за возрождение нравственности» (я нередко называю их ханжами). А из сообщества «За возрождения образования» я вышел, разочаровавшись в нём, пределом стали их славословия по поводу оправдания некоего правозащитника.

Значит, есть ещё одна большая тема для разработки, не рассчитывая на названных. Не уроки рекламы, а уроке о рекламе, раскрывающие её суть и назначение, понадобится создавать.

Категория: Публикуется впервые | Добавил: Латинский_Шпион (27.10.2020)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0