Во что мы играем, или некоторые мысли о шахматах

© А. Вейнгольд (64-Шахматное обозрение, 1985, № 1)

 

Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что подобные беспорядочные занятия и темные мудрствования помрачают естественный и ослепляющий ум.

Р. Декарт.

 

...ПЛЮС ЧЕЛОВЕК

Каждая научная теория основывается на некоторых положениях, причем чем таких положений меньше, тем лучше теория. В идеальном случае здание теории возводится на одном общем принципе, способном синтезировать все известные факты исследуемой области в единое целое. История науки показывает, что подобные фундаментальные принципы никогда не формируются сразу, им предшествует критический анализ фактов и теоретических концепций.

Анализ учебной и методической шахматной литературы показывает, что в ней полностью доминирует ставший уже традиционным принцип рассмотрения шахматной игры в плоскости лишь самих шахмат. Под, ход, пожалуй, ограниченный, а в наше время и попросту устаревший. Вот и ассоциируется имеющаяся ныне общая теория шахмат скорее с побитым молью тришкиным кафтаном или же с небрежно приготовленной солянкой. Но уж никак не с продуманным архитектурным сооружением.

А дело-то в том, что законы шахмат нельзя понять без учёта создавшего их и играющего человека. Ну как, к примеру, поймешь природу промаха без обращения к человеку? Ошибается-то человек, а не шахматы) Только учет человеческого фактора позволит нам сделать шаг вперед, к современной теоретической системе шахматной игры.

Действительно, сами понятия «познание», «изучение», «понимание» предполагают наличие познающего, изучающего, понимающего человека. Без него они становятся бессмысленными, не существуют. Для познания шахмат необходимо рассматривать их не сами по себе как нечто непосредственно данное (что делалось до сих пор), но в неразрывной связи с человеком. Иными словами, систему «человек-шахматы» надо рассматривать как единое, неразрывное целое. Без понимания этого современную теорию шахмат построить нельзя

 

ЧТО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ДЕТЕКТИВОВ?

Итак, перед нами поставлена задача исследования, или, говоря по- современному, системного анализа единства «человек - шахматы». Но чем же обернется для нас столь авторитетный у ученых мужей метод системного анализа)

Кто из нас не помнит маэстро интеллектуального розыска, обаятельного Шерлока Холмса? Верный доктор Ватсон, а заодно с ним и все читатели, не устают поражаться его умению усекать точные сведения о людях, виденных хладнокровным британцем впервые или не виденных вообще. А ведь секрет удивительной прозорливости в принципе прост. Герой А. Конан Дойля подвергал интересовавшего его субъекта (или предмет) ...системному анализу.

Умозаключения знаменитого сыщика строились вот на каких естественных положениях: 1) чем бы ни суждено было заняться смертному (если уж он чем-либо занимается), суждено ему оставить и следы на используемых им предметах, так или иначе его, грешного, характеризующие; 2) а предметы деятельности человека и сами накладывают на него соответствующий отпечаток.

Таким образом, Шерлок Холмс получал полезную информацию, всего лишь рассматривая человека в неразрывной связи с предметами его жизнедеятельности. Или, говоря по- другому, осуществляя анализ системы «человек - предмет его деятельности». Всего лишь.

Попробуем и мы вслед за криминалистом осуществить анализ-расследование, но системы «человек- шахматы». Логично предположить, что и нам удастся добыть 1) с помощью шахматных фактов - данные о человеке; 2) с помощью фактов о человеке - постичь нечто новое и в шахматах.

Мне хотелось бы сейчас остановиться лишь на последнем, хотя взгляд на человека с точки зрения заключенной в шахматах информации и перспективен, и интересен.

Вспомним-ка и вот о чем. Шерлок Холмс обладал - раз уж он имел честь состоять автором нескольких брошюр по ряду достаточно специальных вопросов - весьма глубокими познаниями. Но пока доктор Ватсон не догадывался, чем занимается его непонятный сосед, тематика интересов мистера Холмса представлялась скромному врачевателю человеческих тел по меньшей мере экзотической. Но, согласитесь, обывателю, пусть и добропорядочному, большая часть знаний Шерлока Холмса и должна была показаться странной. Но они-то, знания эти, и делали профессионально-аналитический ум великого сыщика столь проницательным и могучим!

И перед нами (хотя бы по аналогии) возникает проблема: где взять ту систему знаний, что наиболее полно и достоверно (то есть адекватно) расследует закономерности единства «человек - шахматы»?

 

ТОЧКИ ОПОРЫ? НЕТ, ЦЕЛЫЙ МАТЕРИК!

Поиски необходимого знания и сами-то по себе довольно непросты, особенно когда ге очень ясно, что нужно искать. Как в сказке: «Иди туда - не знаю куда...». Но, как поется в очень оптимистичной песне двух выдающихся оптимистов нашего века - кто ищет, тот всегда найдет! - БСЭ констатирует: «Философия» ... учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления...» Общие принципы познания и всеобщие законы развития! Так не здесь ли должна содержаться система понятий, необходимая для адекватного понимание процесса возникновения, развития, да и многих других вопросов феномена шахматной игры? И ведь содержится! Подробности - потом, в следующий раз, а пока отметим лишь следующее.

Многие ассоциируют шахматы только с психологией Последнее - очевидно, но сущность обычно старается держаться в тени. Да и работы ведущего шахматного психолога Н. В. Крогиуса запоминаются. Думается, однако, что для шахматиста, особенно для студента шахматной специализации, философия также является одним из важнейших предметов обучения и самосовершенствования.

Но прежде чем двинуться дальше, несколько слов по поводу языка, на котором будет вестись дальнейший разговор.

 

ЯЗЫК НАШ-ДРУГ НАШ

В. И. Ленин подчеркивал: «...кто берется за частные вопрос»! без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя натыкаться на эти общие вопросы». А так как для решения общих вопросов необходимы и общие знания, то для изучения системы «человек - шахматы более важных сведений, чем те, что предоставляет в наше распоряжение философия, нет и не будет. А конспектируя гегелевские «Лекции по истории философии», Владимир Ильич выписал: «Что составляет всегда затруднение, так это - мышление, потому что оно связанные в действительности моменты предмета рассматривает их разделении друг от друга» - и пометил на полях: «верно»! Да, понимать, но не в разделении, а в неразрывности...

Для раскрытия закономерностей шахматной игры без философской терминологии не обойтись. А она требует от читателя определенной подготовленности и внимания. Отказаться от нее дабы упростить текст, невозможно: не выплескивать же с водой и ребенка. Так же, как нельзя понять, скажем, матанализ, не усвоив арифметики, и в сущность шахматной игры невозможно проникнуть без знания основ философии.

В анкете «Литературной газеты» Виктор Шкловский о языке прозы сказал так: «Литературная речь - это не воспоминание, это - предвидение; литературная речь должна заключать в себе радость нового мышления, нового понимания мира, нового видения». Но если это справедливо для литературы художественной, то тем более зерно для литературы, связанной с наукой! И для шахмат такой речью, будущим языком шахматных учебников, станет, по убеждению автора этих строк, язык философии.

Кстати, заглавие статьи В. Шкловского, небезынтересной, по моему мнению, для любого, кто увлекается шахматами, таково: «Надо писать так, чтобы читали медленно...» Как много решает время! В наш стремительный и потому зачастую безоглядный век нехватку «четвертого измерения» ощущают практически все. Но, думается, усилия, затраченные на понимание тайн философского осмысления шахмат, окупится сторицей. И не только на шахматном поприще.

 

СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ

 

Обратимся же непосредственно к единству «человек - шахматы». Путь системного исследования предполагает рассмотрение шахмат с позиций данных о человеке. Но что мы о нем знаем?

Сегодня человечество находится лишь в самом начале изучения вида «гомо сапиенс». В течение предыдущей своей истории (предыстории, по снос м Маркса), люди, вместо того, чтобы познавать себя, больше занимались тем, что угнетали и убивали себе подобн»1х. Однако, несмотря на дебютное состояние исследований человека, и имеющихся уже сведений хватит, чтобы внести ясность в некоторые вопросы теории шахмат. Причем, как вы, конечно же, догадались, и необходимой информацией, и понятийным аппаратом исследования нас снабдит философия.

Правда, на первый взгляд от обращения к «науке наук» легче не становится. Согласно философским воззрениям, человек есть продукт длительного развития природы и общества, почему для его понимания необходимо в свою очередь понять законы окружающего нас мира.

Значит, придется исследовать и единство «окружающий мир - человек». То есть путь к шахматам лежит в движении по системной цепи «окружающий мир - человек - шахматы».

Вместо прямой дороги - маршрут непростой и немалый. К счастью, система «окружающий мир - человек» подробно исследована философией. Нам остается лишь применить. ее выводы к системе «человек - шахматы». В наши дни расстояние от космоса до шахмат не так уж и велико.

Понятно, изложение системной теории шахмат - дело не одной статьи. Но постараюсь хоть сжато изложить некоторые моменты и движущие силы процесса возникновения шахматной игры. Попробую определить место шахмат среди аналогичных «выдумок» человечества. Надеюсь, это будет интересно и полезно всем любителям шахмат. Тем же, кто изучает их серьезно, - в особенности.

 

ЗАЧЕМ ОНИ ПОЯВИЛИСЬ

Есть такая поговорка: праздный ум - добыча дьявола. Люди, когда им приходится искать, чем бы заняться, ведут себя порой не слишком разумно. Время тянется ужас как медленно, если нечего делать. Без дела человеку не по себе.

Факт этот обусловлен тем, что «гомо сапиенс» как продукт саморазвития материи - существо изначально активное: активность, кстати, вообще одно из всеобщих свойств материи. В ней выражается способность материи к взаимодействию, самодвижению - следствие имеющихся внутренних импульсов, источников изменения движения, развития. Всеобщность активности - это один из факторов, определяющих единство мира, его целостность.

Два переломных, основных момента в развитии материи - от неживой природы к жизни и от высших животных к обществу - все это качественные скачки и в развитии активности. Характеризуются они изменением способов и масштаба вовлеченности окружающего мира в функционирование активной системы. На социальном уровне развития, в частности, в сферу активности входит вся окружающая действительность (и природа, и общество); теперь способы и средства проявления активности исключительно многообразны.

Долгое время активность на социальном уровне обеспечивала лишь воспроизводство, лишь поддержание жизни как в биологическом, так и в социально» аспектах Преобразуя природу и общество, чело» :к изменялся сам; одним из следствий этого стало появление у людей свободного от непосредственных забот времени. Что в свою очередь привело к частичному видоизменению ориентации активности. Отныне определенная ее доля направлялась на создание предметов и систем, вроде бы и не имеющих конкретной утилитарной ценности. Ценности с точки зрения так называемого обеспечения жизни, разумеется.

В число таких предметов и систем вошли и всевозможные игры, и спортивные занятия: появившийся досуг надо было чем-то заполнить.

Игры создавались и создаются для приложения самых различных видов активности. Чем дальше человечество уходит в своем развитии, тем большая доля активности отводится неутилитарным сферам. Но что есть

игра? Или не встречали мы игр совершенно бессмысленных? Бесполезных? И ничего общего не имеющих с жизнью? Но тогда зачем они?

Затем, что игра есть искусственно созданная, условная реальность, служащая областью приложения одного из основополагающих свойств человека - его активности.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Активность многогранна. Оттого она и обслуживается широким ассортиментом игр, хобби, зрелищ и иных поглотителей неисчерпаемых запасов человеческой энергии. Так где ж оно, место шахмат в спектре этих, так сказать, заземлителей разных видов активности человека?

Любой акт человеческой деятельности можно условно разделить на: 1) процесс принятия решения и 2) действия, выполняющиеся вследствие этого решения. Если взглянуть на различные виды спорта, на различные игры с точки зрения соотношения значимости решений и действий, за ним последующих, легко заметить, что в большинстве случаев решение и действие связаны между собой неразрывно. Особенно в спорте высших достижений, где экстремальные и квазиэкстремальные ситуации, требующие мгновенных психомоторных актов (когда действие есть движение) встречаются крайне часто. Но есть игры, чья основная сущность состоит почти исключительно в поиске и процессе принятия решений в определенном классе ситуаций. Такие игры, почти полностью «безразличные» к особенностям деятельности по проведению принятого решения в жизнь, мы будем называть интеллектуальными (шахматы - среди них). Это суть реальности с искусственно созданными, условными законами, служащие, напоминаю, областями приложения интеллектуальной активности человека (конечно, квазиэкстремальные ситуации, требующие быстрых психомоторных актов, встречаются и здесь - вспомним хотя бы цейтнот, однако обусловлены они не сущностью, но условиями реализации процесса игры).

Понятие интеллекта само по себе довольно объемно и весьма расплывчато. Поэтому для того чтобы выяснить, чем же занимается человек в процессе интеллектуальной игры, необходимо провести еще одно ограничивающее и конкретизирующее рассуждение.

 

ВРЕМЯ ВЫБОРА...

В различных жизненных ситуациях мы принимаем решения (зачастую неосознанно), делая выбор из созданных нами как носителями конкретной социально-исторической культуры альтернатив. В выборе одной из альтернативных возможностей и состоит обычно сущность принятия решения

В большинстве своем ситуации, в которые мы попадаем, стандартны - пространство элементарных возможностей выбора в них ограничено, регламентировано и нашей социально-культурной средой, и присущими этой среде нормами, установками. Случается, однако (в шахматах, например, сплошь и рядом), что. этот на первый взгляд до совершенства отлаженный механизм «буксует», оказывается неадекватным возникшей проблеме. Появляется ситуация, где для выбора решения приходится пересмотреть, переосмыслить соотносительную значимость отдельных стандартных норм и оценок или же найти новые аргументы, новое, более адекватное знание.

Психология ситуации, вызывающая интеллектуальные затруднения и как следствие необходимость привлечения процессов мышления, называет проблемными ситуациями.

Во многих интеллектуальных играх, и особенно в шахматах, число возможных позиций и ответвлений исключительно велико. Осуществление выбора в неповторимо уникальной (то есть проблемной) ситуации, куда постоянно попадает играющий, - процесс самостоятельный и, следовательно, творческий. Поэтому можно сказать: интеллектуальные игры являются областями приложения интеллектуальной активности человека, воссоздающими ее в процессе своего функционировании лрг решении проблемных ситуаций и задач.

Проблема принятия решений издавна привлекала внимание философской мысли. Сложная структура самого этого процесса, большое количество имеющихся в нем аспектов делают как его изучение, так и построение соответствующих моделей или же обобщающих теорий исключительно трудными. А сейчас и подлинно актуальными! Кто знает, может, и предлагаемая системная теория шахмат поможет старинной игре внести свою лепту в исследование и разработку этого интереснейшего вопроса.

 

ПОЧЕМУ ВОЛЬТЕР НАЗВАЛ ШАХМАТЫ ОДНИМ ИЗ «ВЕЛИКИХ БЛАГ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

В ряду интеллектуальных игр шахматы - на особом положении. Количество их поклонников в стране огромно, шахматной книге приходится быть гениально-бездарной, чтоб стотысячный тираж ее не исчез за несколько дней с полок магазинов. Популярность игры растет год от года. Возникает естественный вопрос: в чем же сущность столь неимоверного успеха? Что за мощь делает шахматы столь притягательными, чем очаровывают они людей всех возрастов и профессий?

Одним из всеобщих свойств материи является отражение. Основой отражения служит взаимодействие материальных систем и возникающие при этом соответствующие внешним воздействиям изменения.

В ходе саморазвития материи отражение развивалось (и развивается) совместно с материей, совершенствуя основные свои черты и характеристики. В частности, и адекватность. Свойство человеческого мозга воспринимать окружающий мир основано на развитом, или, как принято говорить, идеальном отражении действительности.

Известно, что быть в обществе и быть свободным от общества нельзя; первобытный гуманоид стал человеком лишь за счет неразрывной общности с себе подобными. Жаль, конечно, фантастов, но информация социального уровня, в том числе и восприятие, не наследуются. А идеальными называют восприятие и усвоение явлений окружающей действительности на основе переданных человеку обществом социально-исторического опыта, знаний.

Печать идеального несет в себе и каждый из предметов, созданных человеком: «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 189). Поэтому и любая игра как продукт человеческой деятельности, как искусственно созданная сфера приложения человеческой активности, тоже несет в себе черты идеального.

Чем же они отличаются друг от друга, интеллектуальные игры? Все принадлежит к одному классу, значит, и различие между ними может быть только в одном: в большем или меньшем соответствии идеальному! И шахматы - мы, шахматисты, в •том уверены - соответствуют идеальному в наибольшей мере, ибо наиболее адекватно соответствуют восприятию человеком определенных сторон окружающей действительности. Что и является решающим фактором неотразимого очарования древней игры. В общем, если перефразировать уже упомянутого Вольтера: если б шахмат не существовало, их бы стоило выдумать.

И еще несколько слов о процессе становления нашей игры. Обычно мы забываем, что современные правила появились, выкристаллизовались в результате достаточно длительного эволюционного процесса. Все подробности его восстановить уже вряд ли возможно. Но на основании вышесказанного можно уверенно заявить, что правила шахмат изменялись в сторону большего соответствия внутренних законов игры законам окружающей действительности. Моделью которой сами шахматы и являются.

Категория: Отдых: шахматы | Добавил: Латинский_Шпион (20.07.2018)
Просмотров: 227 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0