Трудности среднего возраста

Кризис среднего возраста

 

В настоящее время в психологической науке сложилось два подхода в анализе психофизиологических изменений личности в различные периоды ее жизни.

Согласно модели кризисных возрастных перестроек, средний возраст воспринимается взрослыми людьми, как период разбитых надежд и упущенных возможностей.

Согласно модели возрастного эволюционного перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы.

Модель кризиса имеет методологические недостатки. Во многих исследованиях, рассматривающих эту модель, использованы данные, полученные при изучении клинического контингента, а не случайных выборок, которые более точно отражают полный состав взрослого населения. Кроме того, многие сторонники кризисной модели концентрируют свои исследования вокруг мужчин 40-летнего возраста, в то время как женщины, с их особыми заботами, связанными с наступлением середины жизни, во многом остаются в стороне от этих исследований.

Модель возрастного эволюционного перехода отвергает представления о том, что кризис середины жизни – это нормативное, связанное с возрастным развитием, событие. Хотя переход, связанный с ним, и может вызвать немалые трудности как в психологическом, так и в социальном плане, все же большинство людей к нему успешно приспосабливается, благодаря накопленному к этому времени жизненному опыту. При этом важное значение имеет то, что человек заранее планирует наступление этого сложного периода .

Благодаря антиципаторной социализации человек может спланировать наступающие жизненные ситуации и избежать кризиса середины жизни.

Наиболее очевидные изменения, связанные с наступлением среднего возраста – это изменения физиологические. Для многих людей среднего возраста наступает своего рода «момент истины», когда они, глядя в зеркало, обнаруживают у себя все больше морщин, увеличенный живот, залысины и седину на висках, которые уже не кажутся неким знаком отличия, а вызывают лишь чувство уныния.

Снижение физических возможностей, которое начинается в среднем возрасте, затрагивает сенсорные и моторные функции, а также деятельность внутренних органов и систем. Начиная с 40-летнего возраста снижается острота зрения и слуха, что вызывает определенный дискомфорт в общении с окружающими. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность снижается, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. В тоже время чувствительность к температурным изменениям остаётся высокой.

В это же время начинают меняться двигательные навыки и время физиологических реакций. Замедляется функционирование нервной системы, особенно в период после 50 лет. Скелет утрачивает былую гибкость и насколько сжимается, от чего человек к этому возрасту кажется мельче, чем в предыдущие периоды своей жизни. Кожа и мышцы начинают терять свою эластичность. Отмечается тенденция к накоплению подкожного жира у людей склонных к полноте, особенно в области верхней части живота. Каждое десятилетие, считая с начала взрослости, количество крови перекачиваемой сердцем, снижается на 8%, и к среднему возрасту коронарные артерии сужаются почти на треть по сравнению с 20 годами.

Физическое изменение происходит на фоне глубоких психических преобразований. Чаще и продолжительней становится периоды депрессий. Обостряется чувство неуверенности, все чаще возникает нервозность, усталость и подавленность. Развиваются конфликты в семье и на работе. Особенно остро встает вопрос взаимопонимания поколений, так как дети к этому времени сами уже переходят во взрослую самостоятельную жизнь.

К среднему возрасту человек аккумулирует значительное число поведенческих штампов (привычек), которые к этому времени оказывают значительное давление на его психофизическое состояние.

Как правило, хронические заболевания начинают формироваться задолго до того, как их выявит врач, и борьба с этими болезнями становятся основным занятием людей среднего возраста. Многие к этому времени понимают, что необходима смена привычек с вредных на здоровые, но эта замена связана с преодолением психологических барьеров, которые далеко не каждому удается преодолеть. В лучшем случае параллельно вредным привычкам начинают формироваться новые (например, более активный образ жизни, занятие гимнастикой, прогулки на свежем воздухе и пр.).

Особенно важным для среднего возраста является ограничение по эмоциональному, психическому напряжению. Жажда карьеры, социального самоутверждения в этом возрасте становятся, не только не стимулирующими, но напротив являются разрушительными.

Современная психологическая наука различает два типа интеллекта: текучий и кристаллизованный.

Текучий интеллект охватывает такие способности обучения как: скорость и результативность запоминания; индуктивное рассуждение; оперирование пространственными образами; восприятие новых связей и отношений.

Кристаллизованный интеллект – это способность, которая приходит с опытом и образованием, и опирается на осведомленность и определенный объем знаний, накопленных в течении длительного времени. Это способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы, использовать усвоенные стратегии для решения задач. Люди приобретают эту форму интеллекта в результате обязательного образования и во время повседневных контактов со своей культурой.

Людям среднего возраста, обладающим когнитивными способностями и навыками, необходимыми для овладения новыми знаниями, и гибкостью, позволяющей взяться за более сложную работу, легче приспособиться к быстро меняющимся условиям труда. Данное умение особенно в тех сферах деятельности, которые характеризуются стремительным устареванием профессиональных знаний. В таких отраслях, как медицина, разработка компьютерных технологий знания быстро устаревают, уступая место новым профессиональным приемам. Это обстоятельство в значительной мере усиливает проблемы среднего возраста, так как увеличивает шанс потери работы и снижает её найти в случае потери.

В 1978 г. американский психолог К. Уорнер Шайи высказал мысль, что изменение во времени претерпевает именно функция интеллекта, т.е. способность сознание перерабатывать соответствующую информацию, а не сама его психофизиологическая природа. В соответствии с этой теорией различают три стадии когнитивного развития взрослого человека:

  1. стадия достижения – соответствует ранней взрослости, в это время интеллект используется главным образом для того, чтобы решить с его помощью реальные проблемы, которые могут определить дальнейшую жизнь человека, такие как выбор работы или супруга.
  2. стадия исполнения социальных обязанностей – соответствует среднему возрасту, теперь принятие решений, коррелируется с новой социальной обстановкой человека, его семейным и общественным положением. Для людей занимающих высокие административные посты к этому добавляется груз ответственности за принимаемые решения.
  3. стадия реинтегрирования – соответствует пожилому (старческому) возрасту. В это время социальная ориентация сворачивается до собственных интересов, значительно повышая статус собственных ценностей и установок.

Динамика когнитивной функции человека не носит строго линейный характер от социального интегрирования до реинтегрирования. Это развитие носит более сложный характер, отмечаемый подъёмами и спадами практически во всех основных стадиях жизни. На не неё влияют конкретные жизненные обстоятельства. В одних условиях человек приходит реинтегрированию на ранних стадиях, в других и в пожилом возрасте человек не вступает в стадию реинтегрирования.

На изменение когнитивной функции наибольшее влияние оказывают такие стрессовые ситуация как: смерть супруга, детей или очень близкого родственника или друга; уход из семьи повзрослевших детей; развод и семейные конфликты; личный успех в важном деле или карьере и пр.

 

Социальные проблемы среднего возраста

 

В конце 1960-х годов американский психолог К. Пэк сформулировал семь основных проблем, которые существенным образом влияют на формирование кризиса среднего возраста.

  1. Необходимость переориентации основных жизненных сил с физической деятельности на умственную. Это связано с существенным изменением физиологических особенностей организма к этому времени.
  2. Необходимость признания приоритета социальных интересов (увеличение акцента на дружеских, товарищеских отношениях) над сексуальными. Это связано с одной стороны с расширением круга социальных интересов личности, с другой с биологическими изменения.
  3. Необходимость формирования эмоциональной гибкости на фоне эмоционального обеднения, связанного с потерей близки, друзей, разрушением семь и привычного образа жизни.
  4. Необходимость развивать в себе умственную гибкость, преодолевая умственную прямолинейность. Необходимость преодоления слишком жестких устоев жизни сформировавшихся к этому времени.
  5. Необходимость дифференциации своих социальных интересов, которые в большинстве случаев концентрируются вокруг семь и работы, и любые серьезные проблемы в этих сферах зачастую приводят человека на грань катастрофы.
  6. Необходимость перенацеливать свое внимание с лавинообразно нарастающих недомоганий на иные социальные ориентиры.
  7. Необходимость не концентрироваться на проблеме приближающейся старости и неизбежности смерти.

Совокупность всех этих проблем и ведет к формированию такого феномена как кризис среднего возраста.

Наиболее ярко проблема среднего возраста проявляется контексте межличностных отношений: семья и друзья.

Люди среднего возраста играют связующую роль между младшим поколением своих детей и старшим поколением своих родителей. Таким образом, они становятся поколением, которое несет на своих плечах основной груз социальных обязанностей. Эта новая ответственность влечет за собой и некоторые социальные конфликты. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела остались незавершенными, а ряд планов, которые они стоили на эти годы, так и остались планами. Но люди среднего возраста обязаны жить повседневными заботами и проблемами, они не могут как их дети жить только мечтами о будущем или как их родители – прошлым. Они принимают на себя роль хранителей семьи: соблюдать традиции, отмечать достижения, сохранять историю, собирать семью на праздники, поддерживать связь с отсутствующими членами семьи и пр.

Первые предпосылки к кризису среднего возраста связаны со взрослением детей и уходом их в самостоятельную жизнь. Все психологи единодушны в том, что процесс ухода детей из семьи, является для их родителей серьёзной стрессовой ситуацией, связанной с их переходом в новое психосоциальной состояние. С одной стороны, уход детей имеет для родителей положительный момент, так как у них появляется больше свободного времени, которое они могли бы потрать на свои собственные интересы, но проблема заключается в том, что к этому времени других значимых интересов уже нет, а формирование новых – это новые психологические проблемы. Период, когда дети уходят во взрослую жизнь, некоторые ученые называю периодом «опустевшего гнезда».

Вторые предпосылки кризиса среднего возраста связаны с новыми отношениями со стареющими родителями, которые к этому времени также испытывают глубокие психологические преобразования своей жизни и конфликт «отцов и детей» приобретает свое противоположное значение. Ситуация в значительной мере обостряется если престарелые родители становятся слишком немощны и интеллектуально деградированы. Время, освободившееся от детей переключается в этом случае на родителей усугубляя в определенных случаях скрытую неудовлетворенность тем как сложилась жизнь человека к середине его жизни. Проблемы усугубляются еще и тем, что к этому времени дружеские отношения теряются свою остроту.

Категория: Было в печати | Добавил: Латинский_Шпион (11.07.2018)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0