Что такое личность? На протяжении многих веков этот термин резко менял сущностную составляющую и трактовался подчас весьма несхожим образом. Так, в академическом словаре 1847 г. термин «личность» трактуется как «отношение одного лица к другому», причем в соответствии с нормами того времени приводится еще одна фраза: «Никакая личность не должна быть терпима в службе». Екатерина II в процессе подготовки первого в России Уложенного собрания посчитала необходимым таким образом, рассаживать членов собрания, «…дабы плевок одного не достигал личности другого». Иными словами, во времена Екатерины Великой личность и лицо отождествлялись. Позднее, с развитием гуманитарных наук, термин «личность» стал пониматься как социальное качество человека, характеризующее степень ценности данного человека для конкретной социальной общности. В рамках этого понимания появляются такие определения человека как «великая личность», «гнусная личность», «одаренная личность» и т.п. Что же такое «личность»? Существует много определений, представленных в специальной литературе. Вот одно из них. В словаре-справочнике по психологии Н.И. Конюхова дается следующее определение личности: 1. Социальная сторона, социальное качество в человеке. 2. Конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Нами предлагается такое определение: Личность – это системное качество, появляющееся в процессе социализации на базе индивидуальной генетической программы. Почему это определение нам представляется более полным? Дело в том, что многочисленные исследования показывают, что каждый человек обладает индивидуально-личностными свойствами, которые основываются на конституциональных особенностях и темпераменте. И несмотря на то, что каждая личность имеет определенный люфт изменчивости, все-таки существуют индивидуально-врожденные границы этих изменений. Так, характер, например, понимается как совокупность конституциональных свойств психики человека, подвергшихся воспитательному влиянию среды. Эмоцианально-динамические характеристики личности также невозможно рассмотреть в отрыве от типа нервной системы. Вот почему так важно в определении феномена «личность» учитывать индивидуальную генетическую программу, т.е. базисную структуру личности. Именно она лежит в основе и формирует основные направления становления личности в виде Идеального Я – социального лица человека, внутри которого функционирует Реальное Я, принимающее ответственность за свои мысли, слова, поступки. Живя в этом мире, человек постоянно принимает какие-то сигналы из внешнего и собственного внутреннего мира. В результате индивидуально-специфического реагирования на них складываются определенные эмоционально-рациональные уровни отношений к себе, к другим и в целом ко всему миру. В совокупности эти отношения, оцениваемые личностью как на уровне сознания, так и подсознательно, формируют индивидуальную картину мира. Складывающаяся в процессе жизнедеятельности картины мира человека может быть в той или иной мере либо принимаемой (созвучной) другим моделям мира, либо отвергаемой, т.е. вступать в диссонансные отношения. Попадая в различного рода социальные ситуации, личность выступает то в роли лидера, руководителя, то в роли последователя, подчиненного. Эти роли постоянно меняются, а вместе с ними, в зависимости от субъективной оценки человеком степени и качества адаптации в той или иной роли, изменяется и самооценка человека, что в целом и формирует его дальнейшую судьбу. Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Движущей силой развития личности является внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкий уровень – отношения обусловлены, в основном, утилитарными, меркантильными интересами. Высокий уровень – преобладание социально-значимых отношений. Понять личность – это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими принципами руководствуется. Выделяются следующие градации личности: 1. Адаптированные к условиям своего социального бытия; 2. Десоциализированные – девиантные (отклоняющиеся от основных требований общества); 3. Психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития, с личностными акцентуациями). Целостность личности заключается в наличии личностной автономии, которая проявляется в приверженности своей модели мира, ценностным ориентациям. В построении своих жизненных планов личность в норме устанавливает уважительные отношения с другими людьми, избегает завышенных притязаний. Источником своих неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. Ядро личности связано с ее высшим психологическим качеством – духовностью, т.е. со степенью приверженности человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Системный подход к изучению человека означает понимание личности как единого целостного образования, отдельные элементы которого тесно взаимосвязаны. Так, природные особенности индивида – тип его высшей нервной деятельности – определяет его темперамент; тип нервной деятельности и темперамент лежат в основе его способностей; которые в виде реализованной деятельности влияют на формирование направленности личности. Рассматривая человека как объект управленческого воздействия, необходимо учитывать его мотивацию. Впервые проблема мотивов и стимулов была сформулирована Адамом Смитом (он считал, что людьми управляют эгоистические мотивы и стремление к материальной обеспеченности), затем Ф.У. Тейлор проводил исследования в этой области (его вывод- рабочими управляют потребности физиологического уровня). Затем стали появляться достаточно стройные теории мотивации, в которых рассматривались иерархические структуры потребностей (по Маслоу), гигиенические факторы (по Герцбергу), предполагалось руководствоваться процессуальной теорией мотивации, моделью Портера-Лоулера о справедливом вознаграждении. Таким образом, вышеизложенные наиболее устоявшиеся представления о личности позволяют при ее изучении в определенной степени прогнозировать ее поведение как в роли субъекта, так и объекта управления. | |
| |
Просмотров: 241 | |
Всего комментариев: 0 | |