© А. С. Роботова
Речевая культура - одна из составных частей общей культуры человека. Это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Понятие речевой культуры включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, то есть соблюдение литературных норм, принимаемых говорящими и пишущими в качестве «идеала» или общепринятого и традиционно охраняемого обычая, образца, и речевое мастерство, то есть не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный. Культура языка, речи отражает культуру мышления, культуру поведения, рисует духовный и нравственный портрет личности. В настоящее время речевая культура находится в состоянии кризиса. Причины кризиса лежат в самой жизни: изменилось международное положение страны, от этого сократилась база русского языка. Изменилась экономика, происходит научно-технический прогресс, и люди больше общаются по телефону, а не в письмах, - исчезает культура переписки. Снизился уровень жизни части населения, и людям становятся недоступными книги и журналы. Действительно, на наших глазах происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности. Это напрямую отражается и в речевой культуре. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовной феней. Весьма характерно замечание Максима Горького о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». Широким потоком хлынули в нашу русскую речь иностранные слова. Западные тенденции крайне негативно сказываются на русской культуре. Больно слышать, когда русскую речь разбавляют такие выражения, как «о кей», «супер», «йес». Россия стремится следовать западным стереотипам, имея собственные уникальные ценности: великолепную и неповторимую русскую литературу и язык. Все чаще в повседневной речи как взрослых, так и детей можно услышать фразочки и словечки, которые ранее употребляли лишь уголовники. «Метнуться» (сходить), «замочить» (убить), «тусовка» и «сходняк» (скопление народа), «бабки» (деньги) - все это каждый день звучит по телевизору и по радио. Такие выражения быстро находят себе место в обыденной речи. Становится страшно за будущее русской культуры. Понятное и объяснимое стремление молодежи к контркультуре с ее отталкиванием от прежних лакированных и в то же время фальшиво-лицемерных норм привело к процветанию жаргона и упрощенного до крайности пошлого вкуса. Негативное влияние части СМИ, масс-литературы и масс-культуры, сокращение времени на изучение русской литературы в школе, низкое качество преподавания, чрезмерное увлечение общением в Интернете и компьютерными играми, а также криминализация общества способствовали деградации человеческого языка, упадку речевой культуры, а, следовательно, и примитивизации мышления, духовного развития, сложностям в межнациональном, межпоколенном общении и возникновению многих других проблем. Утрата речевой культуры приобретает характер эпидемии. Практически везде можно услышать неясно сформулированные мысли, некстати употреблённые обороты, цитаты, иностранные заимствования, а также неправильные ударения, жаргонизмы, слова-паразиты, нецензурную лексику. Они зачастую рассматриваются как признак современности, «продвинутости». Даже среди литераторов, журналистов, редакторов, людей, чья профессиональная деятельность связана со словом и должна являться образцом культуры речи, утрачивается понимание правил приличия, целесообразности и соразмерности, уместности употребления тех или иных пластов лексики, а государственные деятели, представители политической элиты не стесняются вставлять в свою речь жаргонные и бранные выражения в публичных выступлениях. Сложившаяся ситуация беспокоит общественность, людей, знающих и любящих родной язык, родную литературу. Угроза вырождения русского языка, а вместе с ним русской литературы. Если сложившуюся ситуацию не пытаться изменить, то это будет очень плохо для русского народа. Чтобы оградить его от пагубных влияний нужны изменения на уровне школы, института и общества в целом. В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны. Основное назначение ее видится в росте личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию, а главное, к формированию культуры своей речи. В свое время Советский Союз считался самой читающей страной в мире. В городах и районах существовала целая сеть профсоюзных и городских библиотек, как для взрослых, так и для детей. Сейчас многие библиотеки закрыты, а действующие не столь активно посещаемы, как раньше. В чем причина? Почему россияне стали меньше читать? Проблема достаточно огромная. К сожалению, большинство детей сейчас предпочитает общество телевизора и компьютера, нежели шедевров бессмертных классиков, или хотя бы любительской литературы. Да и учебные заведения развитию этого интереса мало способствуют. Но если дети - как податливая глина в руках мастера, то со взрослыми - этот вопрос стоит посложнее. Потеря интереса к чтению у молодежи - проблема не сегодняшнего дня, и не только российская. Ух о д от книги - явление глобальное, и по мере увеличения источников информации оно становится все более ощутимым. Нельзя недооценивать негативные последствия, связанные с уменьшением количества читающих людей, заменой подлинных ценностей продуктами массовой культуры. В обществе существуют два разных взгляда на данную проблему. Одни полагают, что школа сегодня должна поменять свои ориентиры: время интереса к классической литературе ушло вместе с прошлым тысячелетием, на место книги приходят другие способы получения информации, «клиповое сознание» становится реальностью нашего времени, а значит, необходимо, подстроившись под вкус современного подростка, сократить объем обязательного чтения, определенного школьной программой, и «осовременить» школьный курс литературы с учетом читательских предпочтений учащихся. Другие справедливо считают, что ослабление интереса к чтению - негативный процесс, которому необходимо деятельно противостоять. Если школа не будет обращаться к классике, формировать у школьника основы читательской культуры, человек неизбежно утратит потребность в чтении или будет довольствоваться низкопробной литературой, которой сегодня переполнены книжные прилавки. В прежние времена имена писателей и героев их произведений были на слуху, то сегодня чего только не услышишь от общества. Безжалостно коверкаются великие имена. Анна Керн становится Анной Херн. Особенно «повезло» старухе Изергиль: она и Извергиль, Израиль. Своими любимыми писателями молодежь называет Фенимора Куприна, Гюго де Мопассана и некоего автора по фамилии Достолюбов. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению. Чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий формирования у учащихся языковой, речевой культуры. Изучение русской классической литературы - это способ самоидентификации читателя. Если не развивать интерес к классике, последующие поколения неизбежно утратят связи с богатейшей почвой национальной культуры, а это чревато катастрофическими процессами, которые могут привести к социальным потрясениям, ибо человек невежественный, духовно неразвитый - это социально опасная личность. Русская классика, лучшие образцы литературы ХХ века не только приобщают учащихся к великой культуре, но и обращают их к важнейшим этико-философским, социальным, психологическим проблемам, позитивно влияют на личность учащегося, формируют у подрастающего поколения сложную, объемную картину мира, содействуют приобретению необходимого духовного опыта. Александра Блок в свое время писал: «Спасти русский язык от газеты, улицы, специальной иностранной терминологии, политических слов и обывательщины всех видов по-настоящему может только гений, как Пушкин». Именно он и вместе с ним вся русская классическая литература могут помочь развитию речевой культуры. По словам академика В. В. Виноградова, «Пушкин вывел литературный язык на широкий путь демократического развития. Он стремился к тому, чтобы русская литература и литературный язык впитали в себя основные культурные интересы и словесно-эстетические потребности русской нации и отразили их с необходимой широтой и глубиной». Русская литература всегда служила делу возвышения человека в человеке. Поэтому особое внимание в современной школе надо уделять содержанию и организации работы по литературе, разрабатываемой на основе принципов, ориентирующих учителей не только на достижение учебной цели, но и на воспитание любви к изящной словесности, раскрытию ее роли в культуре, науке, производстве; на развитие мышления, умения обобщать, абстрагироваться, на расширение общего кругозора учащихся, на формирование речевой культуры школьника. | |
| |
Просмотров: 255 | |
Всего комментариев: 0 | |