Формирование и развитие интереса к чтению у современных школьников

© О.С. Казеева (Педагогика, 2016, № 3, С.60-62)

 

Известно, что читающие люди отличаются более высоким интеллектуальным развитием, активным творческим воображением. Они лучше владеют речью, точнее формулируют мысли, интереснее пишут, легче вступают в контакты, приятнее в общении, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. Именно чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, а влияние текста на читателя всецело зависит от уровня его понимания, способности его анализировать. Поэтому при изучении литературных произведений в школе первостепенное внимание необходимо уделять их анализу (осмыслению).

Речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта, отраженная в тексте, рассчитана на ответную деятельность читателя (слушателя), на его восприятие. Образуется взаимосвязанная триада: автор (производитель текста) - текст (материальное воплощение речемыслительной деятельности) - читатель (интерпретатор). Таким образом, текст одновременно является и результатом деятельности автора, и материалом для деятельности читателя-интерпретатора.

Мы отобрали критерии оценивания уровня осмысления текста учащимися:

точность и ясность речи: достаточный/недостаточный уровень владения словарным запасом; передаются/не передаются речевые особенности исходного текста;

отражение собственной позиции: четко/нечетко выражают свою позицию; формулируют/не формулируют собственное мнение;

восприятие текста: испытывают/не испытывают интеллектуальное, эмоциональное эстетическое воздействие;

интерпретация текста: интерпретируют/не интерпретируют текст, в том числе косвенные и скрытые смыслы.

Для выявления уровня осмысления художественного произведения по названным критериям школьникам было предложено творческое задание (сочинение) на тему «Я хочу рассказать о прочитанной книге».

К сожалению, творческие письменные работы учащихся отличаются бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи; на неразвитость речи указывает употребление лишних слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки; лексические особенности книжного текста не передаются; в большинстве случаев у респондентов отмечено ослабление чувства сопереживания, что является результатом клипового, неглубокого мышления. Скудная эмоциональная реакция на читаемое произведение, слабое воображение - это симптомы нарушения восприятия. Часто отношение к прочитанному школьники выражают нечетко или заявляют о нем формально («Я не согласен с автором»); они испытывают интеллектуальное воздействие прочитанного произведения, но при интерпретации косвенных и скрытых смыслов возникают затруднения.

Для многих чтение сводится к поверхностному знакомству с написанным - читать вдумчиво, извлекать из прочитанного нужную информацию, оценивать особенности языка и стиля, постичь глубину авторского замысла и своеобразие его эстетической системы может далеко не каждый.

В наше непростое время человек защищается от эмоций, поэтому его эмоциональная сфера становится «приглушенной». Специалисты психологических служб отмечают, что основные проблемы подростков связаны именно с неумением разобраться в себе. Одно из проявлений эмоциональной неразвитости - непредсказуемость в поведении, трудности в общении. Часто деструктивное поведение - следствие отторжения от искусства слова, в котором заложен огромный гуманистический, духовно-нравственный потенциал. Когда душевное пространство не заполнено гуманными чувствами, оно легче наполняется агрессией, а питательную почву для этого создают низкопробные литературные поделки и жестокие фильмы, разрушающие и атрофирующие добрые чувства.

Вызывает беспокойство ожесточенность современных школьников, неадекватная реакция на добро и зло. Так, оценивая литературных героев, к положительным («крутым») качествам они относят силу, умение ловчить, хитрить, приспосабливаться, а такие свойства, как застенчивость, непритязательность, скромность, совестливость, честность и т.п., большинством рассматриваются как отрицательные, присущие человеку, не умеющему жить. Интересен и тот факт, что отрицательных персонажей учащиеся пытаются оправдать («Они, возможно, и негодяи, но таким больше везёт. Их побеждают только в детских книжках, а не в жизни»),

С учетом того, что степень и глубина осмысления художественного произведения, его внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя (эрудированность, уровень образования, но и особая интуиция, чуткость к слову, интонации, умение эмоционально переживать и т.п.), нами были определены особенности читательского осмысления, которые оценивались по следующим параметрам: 1) внимание школьников при чтении текста к художественным деталям, авторским характеристикам; 2) способность высказать отношение к позиции писателя в целом; 3) умение выразить свою позицию.

Опрос учащихся 7-9-х классов позволил дать качественную оценку уровней читательского осмысления художественного произведения по параметрам «высокий», «средний», «низкий».

Высокому уровню соответствуют следующие показатели: школьники внимательны при чтении текста (в том числе к художественным деталям, авторским характеристикам), высказывают отношение к позиции писателя в целом, имеют свою четкую позицию. Среднему уровню - слабое внимание при чтении текста, нечеткое выражение отношения к позиции писателя в целом, нечеткость своей позиции. Низкому уровню - невнимательность при чтении текста, неумение высказать отношение к позиции писателя в целом, отсутствие своей позиции.

Итоги таковы: количество учащихся с высоким уровнем читательского осмысления текста составляет 0%, большинство (около 75%) находятся на низком уровне.

Школьникам также были предложены вопросы, выявляющие, что для них в чтении важнее (быстро прочитать произведение или читать, вникая в замысел автора, проблематику, жанр, сюжет); что интереснее (пересказать содержание или высказать и обосновать свою точку зрения); какие произведения нравятся больше (где много захватывающих событий или где автор пытается понять человека). Ответы респондентов показали, что им важнее быстро прочитать произведение, просто пересказать содержание. Это значит, что они не стремятся глубоко вникнуть в текст, осмыслить его проблематику; их читательские умения не сформированы, а учебная деятельность репродуктивна.

Такие результаты опроса актуализируют важнейшие задачи, которые сегодня необходимо решать педагогам: формировать и развивать у современных школьников интерес к чтению, прежде всего, подлинно художественных текстов, в которых заложен потенциал гуманизма и нравственности; научить учащихся воспринимать и творчески осмысливать прочитанное, выражать свое отношение к произведению и его героям, соотносить свою читательскую позицию с позицией автора.

Категория: Детский вопрос | Добавил: Латинский_Шпион (17.02.2019)
Просмотров: 323 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0