Школа 2025. Время менять и меняться

© Денис Паничкин

 

Какой я вижу школу 2025 года? То, что я буду говорить, это не просто то, что я хочу, а то, как должно быть!

Школа должна снова стать школой в подлинном смысле этого слова, а не «образовательным учреждением», как её можно сейчас называть в официальных документах. А само образование – это не услуга, а именно создание знаний, умений и навыков у тех, кто учится.

Кроме образования, школе должна быть возвращена воспитательная функция, поскольку именно её утрата породила такие явления, как усиление подростковой преступности. Это следствие нынешнего состояния – «большие цифры и мелкие достижения».

В условиях школы должно быть повышено значение чтения. Конечно, развитие техники, возможности Интернета, - это хорошо, но дело в том, кем и для чего они используются. Технические средства – всего лишь вспомогательные средства, подменить человека они не могут. Интернет, как правило, дает сильно упрощенную и поверхностную информацию. К тому же в Глобальной сети нет обучающего руководителя – учителя, а самообразованием могут заниматься далеко не все дети.

Уже неизвестно кто сказал первый, что чтение – лучшее учение. И в условиях чтения, изучения русского языка и литературы следует развивать и нравственное воспитание. Потому что при продвижении «учиться, чтобы выйти в люди» общественно опасным является отказ от образа Кирова («Мальчик из Уржума» З. Голубевой), который всё больше подменяется гоголевским Чичиковым. А над последним неплохо было бы устроить «литературный суд», как это делали в отношении Евгения Онегина (В. Каверин «Два капитана»), Печорина (А. Безуглов, Ю. Кларов «Тревожные будни») и даже князя Игоря (А. Солженицын «В круге первом»).

Должна быть восстановлена прежняя роль учителя. Учитель должен вновь стать учителем-наставником, осознать свою роль в передаче и распространении знаний. Более того, фильмы, дискредитирующие образ учителя, такие, как «Астенический синдром» К. Муратовой или «Школа» Германики, должны быть изгнаны из общественной жизни.

Совершенно другими должны стать и школьные учебники, причём техническое решение может быть любым, а главное – именно содержание.

Учебники для начальной школы должны быть выполнены как можно естественнее. Все рисунки – никаких изображений неестественного, никаких «животных в роли людей», никаких непропорциональных рисунков, всё должно быть представлено, как настоящее, поскольку ребёнок должен ассоциировать себя с изображённым, воспринимать гармонию, учиться правильно проявлять себя, избегая стрессов. Обязательно представлять взаимодействие людей с природой, продвижение труда и здорового образа жизни. Ведь вся информация, представленная в учебниках, так или иначе влияет на формирование мировоззрения детей.

Для средней и старшей ступеней должна быть реализована идея единых учебников, в первую очередь по истории и литературе. При этом не должно быть иного, кроме критического, отношения к вошедшим в практику искажениям истории и бульварной «массовой литературе». Всё нужно рассматривать с одной точки зрения – «чему это учит».

В школе будущего не должно быть раннего изучения иностранных языков, которое скорее вредное. В настоящее время и взрослые, даже имеющие научные степени и занимающие руководящие должности, нередко пишут с орфографическими ошибками. Раннее приобщение к иностранному языку часто приводит к такому состоянию, что «ни русского, ни иностранного не будет». Всё должно быть в своё время и на своём месте.

Также должно уделять надлежащее внимание точным и естественнонаучным предметам. Больше внимания должно уделяться математике, физике, также важно возвращение астрономии как самостоятельного предмета в старших классах. То же самое – в отношении биологии. И никаких «основ религиозной культуры» в школьном курсе не должно быть. Отсутствие системного изучения астрономии и снижение роли биологии в средней школе создает благоприятную почву для распространения всевозможных лженаучных представлений о мире. Поэтому дети в последнее время часто увлекаются суевериями, примитивной астрологией, какими-то модными колдовскими и магическими учениями, попадают в различные вредные псевдонаучные секты. Конечно, религия – это часть культуры, но и астрономия тоже часть культуры. Однако в отличие от религии астрономия – это точная, сложная и мировоззренческая наука. Именно поэтому в советской школе она преподавалась в последнем классе, так как подытоживала все имеющиеся знания об устройстве мира, об устройства Вселенной.

И возвращение к лучшим традициям школы именно советского периода в отношении формирования и распространения знаний возможно.

Школа будущего – эта школа с полноценными итоговыми экзаменами. Уже не меньше четырёх лет назад восстановлены сочинения по русскому языку и литературе, и на достигнутом не следует успокаиваться.

Выше говорилось и о воспитательной функции школы, которая должна быть возвращена и усилена. В её составе должно быть противодействие потребительскому отношению, а также пресечение такого страшного явления, как моббинг (травля).

В рамках воспитательной функции следует продвигать трудовой образ жизни. В этом направлении возможна интеграция или какая-то другая форма взаимодействия общеобразовательной школы со средними специальными учебными заведениями, с целью всеобщего освоения рабочих профессий.

Единство образования и воспитания, особенно нравственного и трудового, повышение роли учителя как наставника, полноценный учебный процесс с настоящими экзаменами, - вот какой должна быть «Школа 2025».

Категория: Публикуется впервые | Добавил: Латинский_Шпион (15.02.2019)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0