Тема наставничества и отношений «учитель - ученик»: сравнение на материале трёх трилогий «Звёздных войн»
 

© Денис Паничкин (2020)

 

Введение

1.Обучение как одна из сюжетных линий оригинальной трилогии «Звёздных войн»

2.Развёрнутое описание отношений «учитель – ученик» в трилогии-предыстории

3.Диснеевская трилогия «Звёздных войн»: разрушение образа учителя

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

Это работа в жанре «не курсовых», почему я обойдусь без формальных описаний «актуальность – объект – предмет – цель – задачи». Но отражение темы обучения и отношений «учитель – ученик» в массовой культуре, тем более – в том, что ориентировано на преимущественно подростковую и молодёжную аудиторию, представляет интерес в любом случае. Особенно если проследить, как эта тема подавалась в формально одном и том же, пусть и вымышленном мире, как Вселенная «Звёздных войн». При этом я считаю то, что создано после апреля 2014 года «Диснеем», вовсе не «единым Каноном», а искажениями, равно я не считаю Расширенную Вселенную «Легендами».

Интересно, что написать это мне подсказала аналогия. Да, мне пришлось столкнуться со своим «Сноуком» в рефератном деле. И я сам связался с ним для расширения понимания обстановки. Надо отдать должное, я получил дельные советы, но у него они плавно перетекали в рекламу рерайта. И он многое ловко подбросил мне, только одним из этого были (октябрь 2017) сведения о незаконном решении судьи О.Н. Коваленко и законе против рекламы курсовых на заказ. И у меня тоже было желание всё … ну, разве только не сжечь. И у меня тоже не поднимались руки сделать это. Теперь понимаю, что правильно настоял на своём. Лучше оставаться наставником, и незачем внимать «переврайтерам».

И одним из проявлений наставничества я считаю возможность предоставить читателю пример работы, написанной так, как если бы не было формальных требований, какие применяются к курсовым и дипломным работам, подчас бессмысленно.

Периодизацию и, соответственно, разделение работы на части, даю соответственно трём разным трилогиям «Звёздных войн».

 

1.Обучение как одна из сюжетных линий оригинальной трилогии «Звёздных войн»

 

Оригинальная трилогия началась с выходом фильма «Звёздные войны» в 1977 году, затем название перешло на всю вселенную, а собственно фильм получил название «Новая надежда», затем продолжения «Империя наносит ответный удар» (1980) и «Возвращение джедая» (1983).

Интересно, что впервые эти фильмы я увидел в 1993 году – то есть в возрасте 19 лет, что считаю важным для восприятия.

Начну с цитаты из книги А. Кухаркина «Буржуазная массовая культура» (М.: Политиздат, 1985): «Во всех сериях поочередно возникают фантастические животные, кошмарные чудища, полчища облаченных в устрашающие доспехи воинов на фоне помпезных декораций, кудесники, живые мумии. Есть и «космические мафиози», и мудрые гномы с шестью причудливыми пальцами на руках и ослиными ушами на головах, обладающие магической силой мыслью поднимать из болот засосанные тиной межпланетные корабли. Такой же мистической силой владели Кеноби и Вейдер, ей обучается Люк Скайуокер, а все персонажи вместо приветствия произносят как заклинание: «Да не оставит вас сила!»

Несмотря на идеологические штампы советского критика, можно понять одно: все чувствительные к Силе учатся ей пользоваться (исключение – принцесса Лея, но она об этом узнаёт ближе к концу трилогии, да и в «Расширенной Вселенной» Люк её обучает, - идея, в куцем виде перехваченная и Диснеем в 2019 году). Ведь очевидно, что Кеноби и Вейдер тоже когда-то учились этому, и ещё в «Новой надежде» Кеноби однозначно говорит, что Вейдер был некогда его учеником и самой большой его неудачей как учителя (в «Мести ситхов» - раньше по хронологии и позже по выходу - Кеноби сам себя называет плохим учителем). А обучение Люка Скайуокера – одна из сюжетных линий. При этом Люк сам желает учиться и верит в Силу, тогда как присутствующий при этом Хан Соло называет Силу «древней религией», выражая тем самым скептическое отношение.

В «Новой надежде» обучение только начинается, и времени у персонажей в обрез. Тем не менее, даже освоение азов применения Силы Люком оказывается решающим – именно с помощью Силы он сбрасывает бомбы на Звезду Смерти.

«Империя наносит ответный удар» - это уже более развёрнутое представление учения как процесса. При том, что новый и более опытный учитель Йода представлен несколько комично, образ учителя выглядит положительно:

«Готов, значит? Что знаешь о том? Восемь сотен лет джедаев учил. Решать сам буду, кого в обучение брать».

(…)

«Джедай верностью принципами обладать должен. И серьёзным умом».

И далее:

Люк: «Как мне отличить хорошую от плохой?»

Йода: «Ты поймешь. Когда ты тих, светел, спокоен...Джедаю Сила нужна лишь для защиты, не для удара».

Или эпизод, когда Люк не может поднять корабль. А Йода может

Люк: «Никак. Он большой».

Йода: «Не важен размер. Как же я? По размеру тоже судишь? А?»

(…)

Люк: «Я не могу поверить!»

Йода: «Вот и неудачи».

Но это не только уроки овладения Силой, они имеют и нравственную сторону:

«Гнев, страх, агрессия - это темная сторона Силы. Легко они приходят, поддерживают тебя в битве. Если раз ступишь на темную тропу, навсегда она твою судьбу определит».

«Возвращение джедая» (название может быть отнесено и к самому Люку, и к его отцу Энакину, вернувшемуся на Светлую сторону в последние минуты жизни) – это фильм о своеобразном экзамене. Умирающий Йода говорит своему ученику: «Еще раз ты должен встретиться с Вейдером. Только тогда ты станешь настоящим джедаем». А Кеноби, точнее, его душа, окончательно открывает Люку всю правду, при этом снова переживая свою неудачу и объясняя мотивы, некогда двигавшие им:

«Когда я впервые встретил твоего отца, он был отличным пилотом, и в нём было много потенциальной Силы. Я попытался сделать из нет джедая. Тогда я думал, что тоже смогу быть Мастером Джедаев, как Йода. Но это оказалось не так. Твой отец не мог противостоять Императору, и тот обратил его к Тёмной стороне Силы. Последствия моей ошибки были ужасны для всей Галактики». Позже снятая трилогия-предыстория раскрывает это в подробностях: Кеноби, сам недавно ученик, сразу решается стать учителем, да не просто, а кое в чём сравняться с Йодой, и в итоге не просто терпит неудачу. И именно поэтому он наставляет Люка выдержать и нравственное испытание: победить того, кто является его отцом, но не добивать побеждённого.

То есть учитель в оригинальной трилогии представлен как наставник, в подлинном понимании этого слова, дающий представление важности именно учения, так как сами по себе свойства (в данном случае – чувствительность к Силе) ещё ничего не значат, а могут обратиться и во вред, представлен как человек (даже появляется в виде представителя неизвестной разумной формы жизни), способный допустить ошибку, но осознающий её последствия. Зритель видит важность учения и преемственности от учителя к ученику.

 

2.Развёрнутое описание отношений «учитель – ученик» в трилогии-предыстории

 

Трилогия-предыстория включает фильмы «Скрытая угроза» (1999), «Атака клонов» (2002) и «Месть ситхов» (2005). И отношения «учитель – ученик» представлены в ней как фоновая тема, а не просто сюжетная линия одного или даже нескольких персонажей. В «Скрытой угрозе» это даже одна из основных тем. Отношения «учитель – ученик» представлены и со стороны Светлой (Квай Гон Джин и Оби ван Кеноби), так и Тёмной сторон Силы (Дарт Сидиус и Дарт Мол). При этом обучение чувствительных к Силе длится довольно долго, если в 25-26 лет можно ещё быть учеником (и по замыслу самого Дж. Лукаса, и в новеллизации Т. Брукса Дарт Мол – ровесник Кеноби). Интересно, что Кеноби побеждает противника только потому, что на время его усилил гнев, вызванный гибелью учителя. А так он Молу не противник. Более того, даже из поражения Мола Сидиус делает вывод, что джедаи могут быть побеждены (почему ученик оказывается сильнее мастера?! Значит, есть какие-то слабые места).

Преемственность по линии «учитель – ученик» также представлена с обеих сторон. В «Атаке клонов» граф Дуку подчёркивает это, когда пытается уговорить Кеноби присоединиться к нему: «Все учителя когда-то были учениками. Квай-Гон учился у меня, как потом ты у него». Йоду как старейшего в Совете все джедаи называют учителем, независимо от того, были ли они непосредственно его учениками. Палпатин (Дарт Сидиус) в третьем фильме рассказывает Энакину Скайуокеру о своём учителе Дарте Плэгасе. У ситхов даже принято настоящее наследование от учителя к ученику, хотя ученик обычно убивает учителя, чтобы занять его место – и найти уже своего ученика. В этом отношении можно процитировать из наставлений Дарта Плэгаса: «Выберешь кого-либо в качестве преемника - и ты неизбежно будешь заменён. Выберешь кого-либо голодающего - и ты будешь сожран. Выберешь кого-либо быстрее - и ты не уклонишься от ножа в спину. Выберешь кого-либо терпеливого - и ты не блокируешь лезвие в горле. Выберешь кого-либо изощрённее - и ты будешь держать лезвие, которое убивает тебя. Выберешь кто-либо умнее - и ты никогда не предвидишь свой конец. Однако, несмотря на все эти предостережения, ученик важен. Мастер без ученика является мастером ничего».

То есть и для Светлой, и для Тёмной сторон передавать свой опыт тому, кого ты выберешь сам, является обязательным (собственно, если использовать сведения из дилогии про Дарта Мола, написанной М. Ривзом, сейчас считающейся «Легендами», Сидиус вовсе считал разделение Силы на Светлую и Тёмную стороны упрощением, и в чём-то был прав, поскольку её свойства оказывались более сложными, расходящимися с представлениями с обеих сторон).

В то же время сравнение, проведённое Айман Экфорд, указывает на несовершенство систем обучения и со Светлой, и с Тёмной сторон. В трилогии-предыстории и связанных с ней материалах, а также «Расширенной Вселенной» достаточно сведений, чтобы составить представления об этой системе. Собственно, с предыстории началось корректное употребление понятия «ситхи» (например, в «Трилогии Трауна» 1991-1993 гг. Т. Зан использует понятие «тёмный джедай», хотя персонаж, к которому оно применяется, скорее сумасшедший, а не «тёмный»).

Даю выдержку из статьи Айман Экфорд:

«Джедайская система обучения предусматривает отказ не только от своих интересов и привязанностей, но и от негативных эмоций. Но, с точки зрения современной психологии, негативные эмоции - это «красные флажки», результат химических процессов в организме, которые указывают на то, что в жизни человека не всё в порядке.

Вдобавок к этому Энакину приходилось жить в мире, где от него ничего не зависит: он не мог навестить мать, даже если знал, что она в смертельной опасности, не мог жениться на любимой девушке.

Фактически из одной неволи он попал в другую - вот только раньше он не мог распоряжаться только своим телом и временем, а теперь не имел права на свои чувства и мысли. Кроме того, систему джедаев он не мог критиковать.

Это привело к тому, что уравновешенный мальчик из I эпизода превратился в агрессивного, вспыльчивого юношу. Орден джедаев сломал Энакина - хоть и совсем не так, как он ломал большинство детей.

В современном мире тоже есть аналоги этого. Муштра джедаев напоминает традиционную систему воспитания, в которой детям приказывают «не плакать и не бояться», наказывают их за проявление чувств, вместо того чтобы научить их контролировать, и всячески стараются сделать детей удобными для взрослых. То есть для современного общества джедайские идеи отказа от себя являются утопией, причем вредной для психики.

Но и идеология ситхов, которые бездумно следуют за своей злостью и ненавистью, не менее разрушительна. На эмоциях, тем более на негативных, указывающих, что с человеком в данный момент не все в порядке, сложно принимать мудрые решения. Даже Палпатин, который вначале кажется хорошим стратегом, явно действует из стремления к власти и ненависти к тем, кто этого стремления не разделяет. Он зависит от своих эмоций, вероятно, даже не задумываясь, чего на самом деле ему нужно от жизни. Одержимость властью помогает ему плести интриги, планируя наперед, но в ситуациях, когда надо импровизировать и действовать спонтанно, он попадает под власть эмоций. Это и привело его к гибели: поглощенный стремлением к власти, он не рассчитал, что Энакином могут двигать другие мотивы, кроме честолюбия, и попытался на его глазах убить его сына.

Получается, что системы взглядов и ситхов, и джедаев одинаково несовершенны: человек, находящийся в нестабильном и неестественном психическом состоянии, склонен совершать опасные поступки».

В этом не отмечено ещё несколько различий. Например, джедаи Старой Республики предпочитали брать в ученики детей, соответствующих у человека младшему дошкольному возрасту, и начинать обучение с подсознательного использования Силы. Ситхи-ученики, как правило, начинали своё учение подростками, и обучались сознательному использованию Силы, и без ограничений. У ситхов степень контроля над учениками была иной, а обучение – более практичным. Падаваны (джедаи-ученики) получали знания от наставников, в то время как ученики ситхов старались изучить как можно больше, и источником знаний не обязательно был наставник. Их обучение далеко не всегда было делом наставника. Хотя ученики ситхов всегда подчинялись наставникам, они могли разрабатывать свои собственные планы, комбинации и прочее, что было необходимо для становления учеников мастерами.

Интересно, что из четырёх ситхов, показанных в «Звёздных войнах», двое ранее были джедаями. В этом отношении тема учителя и ученика подтверждает несовершенство обеих сторон. Оба сражаются против своих прежних учителей, оба раза учитель одерживает победу, но бывший ученик остаётся живым, - то есть «потерпел поражение, но не уничтожен».

 

3.Диснеевская трилогия «Звёздных войн»: разрушение образа учителя

 

Диснеевская трилогия включает фильмы «Пробуждение Силы» (2015), «Последние джедаи» (2017) и «Скайуокер. Восход» (2019). Она резко и по форме, и по содержанию отличается от «лукасовских» фильмов. Из прежних – те же персонажи, сыгранные теми же актёрами, но впечатление иное. Это и переписывание истории, пусть вымышленного мира, и изменение поведения. Я и сейчас не поверю, что Хан Соло и Люк Скайуокер могли так сбежать, каждый по-своему, но в этом есть отражение «трендов», искусственно создаваемых в настоящее время и даже поощряемых. Призы «Сатурн» за лучшую роль, которые получили Харрисон Форд (2015) и Марк Хэмилл (2017), - для меня стали классическим примером поощрения современных «тенденций». Не сомневаюсь, что организаторы могут пойти на исключение из правил и по итогам 2019 года посмертно присудить «Сатурн» Кэрри Фишер. Но генерал Лея – всё же не прежняя принцесса Лея. И искренне могу сказать, что все трое виновны в искажении «Звёздных войн», поскольку даже новые сюжетные линии им и не понравились, они согласились все трое в этом участвовать, - в разрушении образов своих же персонажей, созданных ими в 1970-80-х гг.

Наиболее резко первоначально отреагировал на сценарии «Диснея» Марк Хэмилл, его интервью даже получило название «Это не мой Люк Скайуокер». Действительно, из набросков Дж. Лукаса можно представить, что Люк сделает всё, чтобы восстановить Орден джедаев, и что он станет таким, как Кеноби в оригинальной трилогии, - наставником с большим опытом, который он кому-то передаст. Внешне персонаж Марка Хэмилла, всё же заинтересовавшийся возможностью сыграть роль «не того Люка», в диснеевских фильмах так и выглядит. Но в остальном это – озлобленный отшельник, потрясённый неудачей с Беном Соло, ставшим Кайло Реном.

Вообще, всё это в диснеевской трилогии выглядит как норма. Конфликт между Люком Скайуокером и Беном Соло подрывает доверие к учителям. Ближе к концу фильма Люк с призраком Мастера Йоды сжигают библиотеку джедаев как символ отказа от наследия предков и призыв двигаться вперед. Да, в конце фильма показано, что часть этих книг удалось вывезти на корабле, но ведь теперь это богатство больше не принадлежит храму джедаев.

Одновременно есть и другой «мессенж» в фильмах Диснея: «чтобы использовать Силу, не нужно учиться, главное - очень захотеть». И это представлено в сюжетной линии Рей, в особенности – в её столкновении на планете-базе «Старкиллер», когда она перехватывает меч, обронённый Финном, и сражается с Кайло Реном, демонстрируя вроде бы навыки владения Силой. Но при этом о Силе она имеет самое смутное представление. Это подтверждает её более поздний диалог с Люком:

Люк: «Что тебе известно про Силу?»

Рей: «Это способность джедаев, которая им позволяет управлять людьми и поднимать предметы.»

Люк: «Впечатляет. Чушь до последнего слова.»

Обучение Рей Люком ведётся неохотно и скоропалительно. Одновременно косвенная реклама подхода «Тайны» Ронды Берн и современных двухдневных дорогостоящих тренингов. Впрочем, там есть и другой пример нынешнего представления на тему «учения», не относящийся к Силе, но тоже из линии сюжета с Рей: оказывается, разбирая на запчасти старый имперский крейсер, можно научиться неплохо пилотировать корабли!

В диснеевских фильмах представлен и образ «учителя-монстра», причём такой обучает эффективно, как инвалид-маразматик Сноук. Это признаёт в последнем фильме и выведенный на сцену ради коммерческого успеха живой труп Палпатина: «Сноук тебя хорошо обучил». В черновиках К. Треворроу (первоначально намеченного на место режиссёра девятого эпизода) можно найти существо ещё более страшное – паукообразное чудовище возрастом в 7 тысяч лет по прозванию Тор Валум (Треворроу явно не слышал истории о Дарте Плэгасе Мудром!). Своеобразная насмешка над Йодой. Все три примера также свидетельствуют о дискредитации образа учителя и учения как процесса в целом.

Единственный, кто остался в чём-то прежним, это Йода. Вот его реплики, трезвые на фоне всех перечисленных выше «учителей»:

«1.Чтивом легким не назвать. Да-да-да. Мудрость великая в них, но ничего из того, что юная Рей доселе не знала.

2.Не внял ты, увы, слову моему. Знанием поделись своим. Силой, мастерством. Хмм? Слабостью, глупостью, никчемностью, каждой из ошибок, тобой совершенных. Лучший учитель - неудачи наши.

3. … мы те, кого должны превзойти. В этом - истинное бремя всех наставников».

Но это – исключение, которое лишь подтверждает «правило», точнее, то, что поставлено на место правила. В «Расширенной Вселенной», считающейся Диснеем «Легендами» Люк Скайуокер как раз «тот». Хотя бы взять самый значительный пример – серию «Наследие Силы» (2008-2010 гг.). Люк неоднократно терпел неудачи в качестве учителя, многие его ученики обращались к Тёмной стороне Силы, и самый известный из них – Джейсен Соло (в диснеевской трилогии он Бен). После неудачи с ним Люк пересмотрел систему обучения, сделав вывод из собственных ошибок.

В диснеевской же трилогии Люк, удалившись в самоизгнание, по сути, потакает Сноуку. Из новеллизации Дж. Фрая однозначно следует, что они знакомы, что Люк даже сам некогда связался с Сноуком, чтобы расширить своё понимание о Силе, и что Сноук, считая Люка единственным достойным противником, постарался вывести его из игры, и в этом отношении замысел с совращением Бена Соло на Тёмную сторону удался, как и замысел Диснея по снижению образа учителя.

 

Заключение

 

Выводы сделать можно следующие:

1.Оригинальная трилогия «Звёздных войн» выходила в 1977-1983 гг. В это время учение было ценностью независимо от социального строя, политической обстановки и иных внешних факторов. Поэтому процесс обучения главного героя представлен как одна из сюжетных линий. В «Новой надежде» Люк Скайуокер получает своеобразное «введение в специальность», в следующем эпизоде – «Империя наносит ответный удар» - проходит основное обучение, и, наконец, в «Возвращении джедая» - тяжёлый экзамен в столкновении с противником, самым чувствительным к Силе за всю историю «другой галактики в другое время», тем более – собственным отцом, при этом экзамен и в нравственном смысле.

2.Трилогия-предыстория выходила в 1999-2005 гг. Ценность учения под влиянием ряда внешних факторов пошатнулась, была поставлена под сомнение, но существовала. Отношения «учитель – ученик» представлены в полной мере, причём в первом эпизоде – «Скрытая угроза» - и оба главных героя, и оба антагониста являются учителем и учеником. В то же время осознание сути учения чувствительных к Силе приводит к другому выводу: системы обучения и джедаев, и ситхов одинаково несовершенны.

3.Диснеевская трилогия вышла в 2015-2019 гг. К этому времени сложилась антикультура нечтения, формальных оценок, отрицания опыта прежних поколений, а также расчёт на «повезёт или нет». Прослеживается линия «захочу и будет». Образ учителя сознательно снижается. Люк Скайуокер представлен отшельником, отвергающим все предложения вернуться в мир, готовым сам уничтожить труды всей своей жизни. Едва ли не самым эффективным в качестве учителя предстаёт Сноук. В целом диснеевские фильмы представляют наставничество, мудрость и опыт прошлого как устаревшие и дискредитировавшие себя, или внешне отталкивающие.

 

Список использованной литературы

 

  1. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - [2-е изд.]. - М.: Добросвет, 2011. - 228, [1] с
  2. Кухаркин А. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985
  3. Экфорд, Айман. «Мы рыцари-джедаи, борцы со злом»: какие философские, психологические и политические идеи сделали эпопею Джорджа Лукаса культовой

 

На страницу авторских работ

 

***
 
Телефон +7 (911) 923-22-98