Восстановим астрономию в курсе средней школы!
 

 

Варианты заданий по физике и астрономии с учётом регионального компонента

 

© С. В. Христофорова (Забайкальский ГГПУ им. Н. Г. Чернышевского)

 

В культуре каждого региона, как в зеркале, отражаются общемировые тенденции развития цивилизации. Региональный компонент содержания образования позволяет не только рассмотреть специфику природы и культуры родного края с позиций физики, но и представить включенность региона в мировую культуру; расширить пространство взаимодействующих систем: Личность - Регион - Россия - Мир - Вселенная.

В курсе физики и астрономии на региональном материале можно проиллюстрировать соотношение глобального и локального, показать единство и целостность мира.

Среди множества направлений, раскрывающих особенности региона с точки зрения физики и астрономии, выделяются следующие:

  • географическое положение;
  • природно-климатические условия;
  • природные явления;
  • вид звездного неба;
  • специфика астроклимата;
  • природные ресурсы (воды, леса, полезные ископаемые, источники энергии);
  • уникальные объекты и территории, памятники природы;
  • особенности отраслей материального производства (строительство, транспорт, энергетика, горнодобывающая промышленность и т.п.);
  • экологические проблемы;
  • наука, научные исследования;
  • адаптация растительного и животного мира к условиям региона;
  • адаптация человека к условиям региона;
  • история (факты, события, памятники культуры, люди и судьбы);
  • национально-культурные особенности региона, условия пограничья и трансграничья.

В таблице, в качестве фрагмента, представлены возможные варианты взаимосвязи регионального и глобального через содержательные элементы физики и астрономии.

 

 

Работа с региональным материалом может быть организована в различной форме как во время уроков, так и во внеурочное время (кружки, внеклассные мероприятия, факультативы, элективные курсы и т.п.).

Из опыта работы в школе можно привести некоторые примеры заданий по физике и астрономии, составленные на основе разнообразного регионального материала. Задания, раскрывающие уникальные особенности природы и культуры Забайкалья, ориентированы на творческую деятельность учителя и учащихся.

Пример 1. Задание по физике «Опыт древнего грека Теофраста».

Забайкалье славится богатейшими в России месторождениями флюорита (плавиковый шпат). Этот удивительный по окраске минерал обладает не менее удивительными свойствами.

Повторите опыт Теофраста, а именно: нагрейте в темноте кусок флюорита и пронаблюдайте необычное физическое явление.

Как оно называется? Объясните физический смысл.

Каким образом используется флюорит в производстве, технике, художественных промыслах Забайкалья?

Пример 2. Задание по физике на основе акронима

Существует забавное двустишие - акроним: «направление отвеса не меняется от веса». На первый взгляд это двустишие отражает объективную истину, но с научной точки зрения оно сформулировано не точно.

В чем выражается неточность? Попробуйте объяснить причину аномального отклонения отвеса вблизи Гималайского хребта, в некоторых районах Забайкалья.

Пример 3. Задание по астрономии «Метеориты»

«Об этом камне многие знают много, каждый - что-нибудь, но никто не знает достаточно», - такую надпись сделал на метеорите в 1492 г. безымянный монах.

Подберите информацию и подготовьте сообщение о «необычной судьбе» какого-либо метеорита.

Что вы знаете о забайкальских метеоритах, таких как: «Доронинское», «Тарбагатай» (метеориты называются по местам, где они были найдены)?

Создайте астрономическое лото на тему «Метеориты».

Пример 4. Задание по астрономии «Космогонические мифы разных народов»

В устном творчестве разных народов существует множество преданий, в том числе о звездном небе. Довольно интересный и значительный в воспитательном плане круг заданий представляют собой задания по сюжетам народных сказаний и эпоса. Приведите примеры бурятских улигеров, эвенкийских легенд, мифов других народов Забайкалья, а также Китая и Монголии о происхождении названий созвездий; о Солнце и Луне. Создайте компьютерную презентацию на данную тему.

Пример 5. Задание по астрономии «Астероиды»

В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» турецкому астроному, открывшему астероид В-612, поначалу никто не поверил.

Почему не поверили учёному? Выскажите свое мнение по этому поводу.

Что Вы знаете об астероиде «Давенда», названном в честь поселка Забайкальского края?

Составьте кроссворд или кроссенс на тему «Астероиды».

Пример 6. Интегрированное задание «Физика. Астрономия. Фенология. Поэзия»

  • Сопоставьте два стихотворения, в которых обобщены приметы скорого ненастья.
  • Проанализируйте приметы с позиции физики и астрономии.
  • Приведите примеры известных Вам примет, основанных на фенологических наблюдениях за природными явлениями.
  • Оформите календарь примет по сезонам года для своей местности.

 

В читальный зал * На страницу «Астрономия»

 

***
 
Телефон +7 (911) 923-22-98