Филологический анализ текста. Вариант 1. О. Берггольц. Бабье лето.

 

При анализе текста, обратите особое внимание на следующие вопросы и аналитические аспекты:

1) Предварительно составив словарь текста, определите, каким образом – предметно или атрибутивно – определяется «внутренний мир текста».

2) Какие значения слов: лексические или контекстуальные – следует учитывать при выделении таких тематически отмеченных словесных рядов, как «Природное» и «Человеческое»? Как соотносятся между собой выделенные на тематической основе словесные ряды? В какой строфе происходит переход от темы «Природное» к теме «Человеческое»?

3) Какую роль играет в стихотворении повтор слова время?

4) Каково лексическое и смысловое содержание слов нива, отдано, тихая.

 

Бабье лето

 

Есть время природы нежнейшего света,

неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется

бабье лето

и в прелести спорит с самою весною.

 

Уже на лицо осторожно садится

летучая, легкая паутина…

Как звонко поют запоздалые птицы!

Как пышно и грозно пылают куртины!

 

Давно отгремели могучие ливни,

все отдано тихой и темною нивой…

Все чаще от взгляда бываю счастливой,

все реже и горше бываю ревнивой.

 

О мудрость щедрейшего бабьего лета,

с отрадой тебя принимаю… И все же,

любовь моя, где ты, аукнемся, где ты?

А рощи безмолвны, а звезды все строже…

 

Вот видишь – проходит пора звездопада

и, кажется, время навек разлучаться…

…А я лишь теперь понимаю, как надо

любить, и жалеть, и прощать, и прощаться…

 

1) Предварительно составив словарь текста, определите, каким образом – предметно или атрибутивно – определяется «внутренний мир текста».

 

По словарям - «Бабье лето. а) Тёплая, ясная и безветренная погода в начале осени. б) в переносном – собственно – исконном и утраченном смысле - О поре в жизни женщины (от 40 до 50 лет); о завершении периода расцвета женщины».

Стихотворение представлено в метрическом плане - 4-ст. амфибрахий, и строфическом пять катренов с перекрестным чередованием женских рифм

В стихах чувствуется наличие особой интонации «нежной печали», где чуткость восприятия природы соединяется с мыслью о несовершенстве человеческого бытия.

Сохраняя размер, автор дважды нарушает инерцию трехсложника. Пропуск безударного слога («Оно называется бабье лето»; «летучая, легкая паутина»), расшатывая стих, играет роль ритмического курсива: акцентирует ключевой образ (бабье лето) и одну из его деталей (паутина). «всё отдано тихой и темною нивой.» и инверсированным мотивом птичьего пения - «Как звонко поют запоздалые птицы!»).

 

2) Какие значения слов: лексические или контекстуальные – следует учитывать при выделении таких тематически отмеченных словесных рядов, как «Природное» и «Человеческое»? Как соотносятся между собой выделенные на тематической основе словесные ряды? В какой строфе происходит переход от темы «Природное» к теме «Человеческое»?

 

Самым сильным сигналом текста-источника, задающего интонацию «Бабьего лета», является начало стихотворения (первая строка и во второй - четырехсложное прилагательное с длинным безударным «хвостом»). Оно повторяет ритмико-синтаксическую структуру «безглагольности»:

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная...

Есть время природы особого света, неяркого.

Просодическое тождество - свидетельство формальной связи между текстами, которое отчасти мотивирует и связь содержательную. Это позволяет стихотворению Берггольц не только сохранять ритмический образ «безглагольности», но и корреспондировать с ним в развитии мысли.

Вместе с наличием «безглагольности», Берггольц принимает тональность стихотворения - «боль затаенной печали». Семантизировн формант «не» («неяркого солнца, нежнейшего зноя»). Грамматически он является приставкой только в первом определении, во втором - значение префиксальности окказионально («нежнейшего» здесь ритмически, фонетически и семантически эквивалентно «нежгучего», «нежаркого»).

 

3) Какую роль играет в стихотворении повтор слова «время»?

 

Указано особое состояние природы, локализуется во временной сфере, которая отмечена динамикой («на лицо. садится. паутина», «поют. птицы», «пылают куртины», «отгремели. ливни»), важны изменения в природе и, в первую очередь, сезонные. Отсюда соперничество бабьего лета с весною, знаками которого выступают летучая паутина, запоздалые птицы, грозно пылающие куртины (у этого слова есть и военно-оборонительный смысл). Сигналами времени становятся наречия, субъективирующие восприятие времени: «уже», «давно», «пора», «теперь».

Всё это приводит к появлению в стихотворении Берггольц второго плана, когда сезонная маркированность времени обнаруживает параллель с женской судьбой. Отгремевшие ливни -- метафора молодости с ее буйством страстей. Тихая и темная нива - мифологический прообраз женского начала, который прочитывается в биографическом ключе («всё отдано тихой и темною нивой»). Но именно первый, природный, план мотивирует признание героини («Всё чаще от взгляда бываю счастливой, / всё реже и горше бываю ревнивой»), и именно здесь внесубъектная форма авторского сознания сменяется субъектной -автор-повествователь уступает место лирическому «я».

 

4) Каково лексическое и смысловое содержание слов нива, отдано, тихая.

 

Особенностью регулярного стиха при употреблении слов нива, отдано, тихая является смысловая способность вызывать ритмико-семантические ассоциации, которые обнаруживают структурную и генетическую связь между произведениями. Ритм в этом случае помимо организующей функции берет на себя функцию сохранения культурной памяти.

Помимо субъекта, строфа выделяется рифмовкой («ливни - нивой - счастливой -ревнивой»), отличной от той, которая встречается в других четверостишиях (перекрестная). Структура созвучий неоднозначна: ее можно интерпретировать как соединение строк на одну рифму (АААА), как сочетание двух рифм попарно (ААББ) или перекрестно (АБАБ). Такая вариативность выдвигает срединный катрен в особую смысловую позицию.
Название сезонной поры реализует специфически гендерные смыслы. «Бабье лето» - краткий период теплой и сухой погоды в преддверии осени, с которым соотносит себя лирическая героиня. Разрушая метафору, поэт возвращает прилагательному «бабье» его прямое значение. Речь в стихотворении «идет именно о женской судьбе, о ярком, но недолгом, последнем, и потому трагичном времени расцвет. При этом стихия женского распространяется и на формальные элементы стиха. Сюда де следует отнести о безмолвии рощ. Добавление к их величавому молчанию астральных образов («звезды всё строже») позволяет соединить земное и небесное, активизировав «вечное». Проходит время надежд («пора звездопада»), и близится момент последнего расставания («время навек разлучаться»), за которым - одиночество, закат жизни, неизбежность ухода6. Причина элегической модальности второй части в том, что мудрость приходит к героине, когда времени для счастья не остается. В этом драматизм «психологического состояния женской души», отождествляемого с состоянием природы.

 

На страницу авторских работ

***

Телефон +7 (911) 923-22-98