Филологический анализ текста. Вариант 1. О. Берггольц. Бабье лето.
При анализе текста, обратите особое внимание на следующие вопросы и аналитические аспекты:
1) Предварительно составив словарь текста, определите, каким образом – предметно или атрибутивно – определяется «внутренний мир текста».
2) Какие значения слов: лексические или контекстуальные – следует учитывать при выделении таких тематически отмеченных словесных рядов, как «Природное» и «Человеческое»? Как соотносятся между собой выделенные на тематической основе словесные ряды? В какой строфе происходит переход от темы «Природное» к теме «Человеческое»?
3) Какую роль играет в стихотворении повтор слова время?
4) Каково лексическое и смысловое содержание слов нива, отдано, тихая.
Бабье лето
Есть время природы нежнейшего света,
неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется
бабье лето
и в прелести спорит с самою весною.
Уже на лицо осторожно садится
летучая, легкая паутина…
Как звонко поют запоздалые птицы!
Как пышно и грозно пылают куртины!
Давно отгремели могучие ливни,
все отдано тихой и темною нивой…
Все чаще от взгляда бываю счастливой,
все реже и горше бываю ревнивой.
О мудрость щедрейшего бабьего лета,
с отрадой тебя принимаю… И все же,
любовь моя, где ты, аукнемся, где ты?
А рощи безмолвны, а звезды все строже…
Вот видишь – проходит пора звездопада
и, кажется, время навек разлучаться…
…А я лишь теперь понимаю, как надо
любить, и жалеть, и прощать, и прощаться…
1) Предварительно составив словарь текста, определите, каким образом – предметно или атрибутивно – определяется «внутренний мир текста».
По словарям - «Бабье лето. а) Тёплая, ясная и безветренная погода в начале осени. б) в переносном – собственно – исконном и утраченном смысле - О поре в жизни женщины (от 40 до 50 лет); о завершении периода расцвета женщины».
Стихотворение представлено в метрическом плане - 4-ст. амфибрахий, и строфическом пять катренов с перекрестным чередованием женских рифм
В стихах чувствуется наличие особой интонации «нежной печали», где чуткость восприятия природы соединяется с мыслью о несовершенстве человеческого бытия.
Сохраняя размер, автор дважды нарушает инерцию трехсложника. Пропуск безударного слога («Оно называется бабье лето»; «летучая, легкая паутина»), расшатывая стих, играет роль ритмического курсива: акцентирует ключевой образ (бабье лето) и одну из его деталей (паутина). «всё отдано тихой и темною нивой.» и инверсированным мотивом птичьего пения - «Как звонко поют запоздалые птицы!»).
2) Какие значения слов: лексические или контекстуальные – следует учитывать при выделении таких тематически отмеченных словесных рядов, как «Природное» и «Человеческое»? Как соотносятся между собой выделенные на тематической основе словесные ряды? В какой строфе происходит переход от темы «Природное» к теме «Человеческое»?
Самым сильным сигналом текста-источника, задающего интонацию «Бабьего лета», является начало стихотворения (первая строка и во второй - четырехсложное прилагательное с длинным безударным «хвостом»). Оно повторяет ритмико-синтаксическую структуру «безглагольности»:
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная...
Есть время природы особого света, неяркого.
Просодическое тождество - свидетельство формальной связи между текстами, которое отчасти мотивирует и связь содержательную. Это позволяет стихотворению Берггольц не только сохранять ритмический образ «безглагольности», но и корреспондировать с ним в развитии мысли.
Вместе с наличием «безглагольности», Берггольц принимает тональность стихотворения - «боль затаенной печали». Семантизировн формант «не» («неяркого солнца, нежнейшего зноя»). Грамматически он является приставкой только в первом определении, во втором - значение префиксальности окказионально («нежнейшего» здесь ритмически, фонетически и семантически эквивалентно «нежгучего», «нежаркого»).
3) Какую роль играет в стихотворении повтор слова «время»?
Указано особое состояние природы, локализуется во временной сфере, которая отмечена динамикой («на лицо. садится. паутина», «поют. птицы», «пылают куртины», «отгремели. ливни»), важны изменения в природе и, в первую очередь, сезонные. Отсюда соперничество бабьего лета с весною, знаками которого выступают летучая паутина, запоздалые птицы, грозно пылающие куртины (у этого слова есть и военно-оборонительный смысл). Сигналами времени становятся наречия, субъективирующие восприятие времени: «уже», «давно», «пора», «теперь».
Всё это приводит к появлению в стихотворении Берггольц второго плана, когда сезонная маркированность времени обнаруживает параллель с женской судьбой. Отгремевшие ливни -- метафора молодости с ее буйством страстей. Тихая и темная нива - мифологический прообраз женского начала, который прочитывается в биографическом ключе («всё отдано тихой и темною нивой»). Но именно первый, природный, план мотивирует признание героини («Всё чаще от взгляда бываю счастливой, / всё реже и горше бываю ревнивой»), и именно здесь внесубъектная форма авторского сознания сменяется субъектной -автор-повествователь уступает место лирическому «я».
4) Каково лексическое и смысловое содержание слов нива, отдано, тихая.
Особенностью регулярного стиха при употреблении слов нива, отдано, тихая является смысловая способность вызывать ритмико-семантические ассоциации, которые обнаруживают структурную и генетическую связь между произведениями. Ритм в этом случае помимо организующей функции берет на себя функцию сохранения культурной памяти.
Помимо субъекта, строфа выделяется рифмовкой («ливни - нивой - счастливой -ревнивой»), отличной от той, которая встречается в других четверостишиях (перекрестная). Структура созвучий неоднозначна: ее можно интерпретировать как соединение строк на одну рифму (АААА), как сочетание двух рифм попарно (ААББ) или перекрестно (АБАБ). Такая вариативность выдвигает срединный катрен в особую смысловую позицию.
Название сезонной поры реализует специфически гендерные смыслы. «Бабье лето» - краткий период теплой и сухой погоды в преддверии осени, с которым соотносит себя лирическая героиня. Разрушая метафору, поэт возвращает прилагательному «бабье» его прямое значение. Речь в стихотворении «идет именно о женской судьбе, о ярком, но недолгом, последнем, и потому трагичном времени расцвет. При этом стихия женского распространяется и на формальные элементы стиха. Сюда де следует отнести о безмолвии рощ. Добавление к их величавому молчанию астральных образов («звезды всё строже») позволяет соединить земное и небесное, активизировав «вечное». Проходит время надежд («пора звездопада»), и близится момент последнего расставания («время навек разлучаться»), за которым - одиночество, закат жизни, неизбежность ухода6. Причина элегической модальности второй части в том, что мудрость приходит к героине, когда времени для счастья не остается. В этом драматизм «психологического состояния женской души», отождествляемого с состоянием природы.
***