Социально-психологический портрет школьника (период ранней юности)
© Ромм М.В., Жидов В.И., Соловьев С.Г. (Новосибирск)
В современном Российском обществе наряду с проблемами переходного периода в государственном устройстве, на фоне очевидного выстраивания вертикали власти и не всегда очевидной экономической стабильности, средним уровнем социальной напряженности в обществе, усложнения демографической ситуации существуют и продолжают оставаться актуальными проблемы воспитания и образования современных школьников.
Проблемы воспитания современных школьников возникают в силу разных причин, в первую очередь это обусловлено социально-психологическими проблемами свойственными именно этой возрастной категории. Но в тоже время не всегда знание возрастной психологии позволяет получить адекватное представление о потребностях и интересах школьников, об изменениях в социально-психологическом потрете, произошедших за последние 10 лет. Общероссийские исследования посвященные этому вопросу проводились в последний раз в 1980х. Конечно, предпринимались попытки изучения современных школьников, но масштабность их подвергается сомнению. В связи с этим очевидным фактом становится наличие потерявшей актуальность информации. Этим объясняется актуальность данного исследования.
Немаловажным исследование социально-психологического портрета может стать для получения представления о сегодняшнем и будущем поколении в общественном сознании, развенчании мифов о подрастающей молодежи и получение объективной картины того, что может ожидать российское общество в ближайшем будущем.
Проблема исследования – отсутствие объективных знаний о социально-психологических характеристиках современных школьников для построения педагогического процесса.
Целью исследования являлось – составление социального-психологического портрета современного школьника.
Эмпирический объект данного исследования является старшеклассники 14-16 лет – ученики 9-10 классов.
Исследование проводилось в 3 городах Сибирского федерального округа: г. Новосибирск – 1,5 миллионный мегалополис, важнейший транспортный узел России. Здесь пересекаются Транссибирская железнодорожная магистраль и железные дороги, ведущие на Алтай, Кузбасс, Казахстан, Среднюю Азию. Город Бердск - город-спутник Новосибирска, население 80 тыс. человек, как и большинство малых городов переживает кризис в экономике. Город Междуреченск – город населением в 150 тыс. человек, монопромышленный, основная ориентация – шахты, уровень благосостояния выше среднего за счет добывающей ориентации экономики).
Методом исследования был выбран кейс-стади, т.е. набор качественно-количественных методов, использующихся в прикладной социологии. Выбор метода исследования обусловлен возрастными особенностями целевой группы. Методы, входящие в кейс-стади: анкетный опрос, фокус-группа, экспертное интервью.
В целом необходимо отметить существование значительных противоречий между научным описанием возрастных особенностей школьника 14-16 лет и данных, полученных эмпирическим путем.
Общие закономерности, отмечаемые авторами научной литературы и данными проведенного исследования:
· Переменчивость в характере старшего школьника, хотя наблюдается тенденция к стабилизации и становлении устойчивых жизненных позиций.
· Большая привязанность к школе, одноклассникам и учителям, так как по данным анкетирования, фокус-группы при ранжировании категорий, входящих в социальное окружение, школьники больше говорят о друзьях-одноклассниках, учителях.
· Повышение уровня адекватности самооценки старшеклассников, все чаще они прислушиваются к ценностям и мнениям других людей, видят в окружающих независимо от статуса положительные стороны, могут достаточно четко обозначить свои недостатки и достоинства.
· Противоречивость в поведении, связанная, как правило, с давлением окружения сверстников, преобладанием чувства «МЫ» над «Я».
· Понижение значимости отношений в семье, так как постоянно накапливается социальный опыт у подростка, расширяются социальные связи, происходит самоопределение, одно из центральных новообразований ранней юности.
· Высокая значимость профессионального самоопределения, эксперты говорят о прагматизме современной молодежи, больших карьерных планах, по данным анкетирования собственные планы на будущее у старших школьников связаны с получением хорошего образования и престижной профессии.
· Склонность к подражанию друг другу и самоутверждению в глазах сверстников с помощью действительных и мнимых побед.
· Существенные противоречия между результатами исследования и позицией авторов трудов, посвященных возрастным особенностям:
· По мнению И.Ю. Кулагиной старшим школьникам свойственен неуверенный взгляд в будущее. Хотя по данным экспертных интервью современной молодежи свойственны прагматизм, уверенность. Однако здесь же они говорят об инфантилизации современной молодежи, обусловленной неадекватным представлением о реальном мире, отношениях в нем, нормах и т.д.
· Результаты анкетирования и проведенной фокус-группы показали, что современные школьники вполне самостоятельны и в не значительной степени зависят от родителей. Им больше свойственно общение и обсуждение жизненных проблем и ситуаций со сверстниками, что противоречит позиции И.Ю. Кулагиной, которая утверждает о приоритетности общения с родителями, особенно, что касается советов.
· Наблюдается процесс стабилизации личности в этом возрасте, данные анкетирования и фокус-группы свидетельствуют о выраженной агрессии старших школьников и лояльном отношении к ней. Нередко агрессивность, способность к убеждению выделяется школьниками как черта характера, способствующая достижению успеха в чем-либо.
· Большое влияние на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций школьника оказывают СМИ. В отличие от исследований 1980-х гг., приводимых в научной литературе, данное исследование подтверждает повышение влияния именно рекламы, мнимых образов и т.д.
Таким образом, проведенное исследование в целом подтверждает характеристики портрета современного школьника, представленные в литературе. Данное исследование позволило авторам уточнить возрастные особенности периода ранней юности, выявить дополнительные характеристики портрета и сопоставить имеющиеся данные с реальной действительностью.