Рецензия на статью «Самообразование взрослых»
 
1.Краткая характеристика и основная проблематика статьи
 
Название статьи – «Самообразование взрослых».
Авторский коллектив - Г.А.Ключарев, Е.Н.Кофанова, Е.И.Пахомова
Место публикации - Общественные науки и современность. 2003.  № 4. С. 37-46.
  
Авторы выделяют основные формы образования взрослых: формальное, неформальное и информальное. Анализируются признаки самообразования: как систематическая учебная деятельность при полном отсутствии руководства ею со стороны педагогических работников; как деятельность, направленная на получение любых новых знаний; как индивидуальное решение о сочетании собственных предпочтений с требованиями окружающей среды. На основе социологических исследований авторы показывают, что самообразование ­ один из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь различных групп российского общества.
 
2.Краткое содержание статьи
 
Радикальная педагогика предполагает, что обучение ставит целью существенное преобразование социальной среды, в которой происходит само обучение и жизнедеятельность учащихся в любом возрасте.
Основными формами самообразования взрослых, как это показано в статье являются:
формальное образование (общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки); 
неформальное образование (профессионально направленное и/или общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, в лекториях и домах знаний, с помощью дистанционных средств) без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома);
информальное образование — ненаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия, а также в процессе большинства повседневных действий.
Авторы отмечают, что нашей стране институализированное самообразование взрослых осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования преимущественно формально (т. е. с аттестацией и выдачей дипломов). В связи с этим они организуют социологическое исследование в направлении неформального и информального образования.
 
3.Актуальность публикации
 
По указанию самих авторов: «Актуальность работ по социологии непрерывного образования в контексте трансформационных процессов определяется еще одним обстоятельством. Доля взрослого населения, участвующего в образовательной деятельности именно этого типа (неформальное и информальное самообразование, досуговое и т.д.), будет неуклонно увеличиваться, и вскоре число обучающихся таким образом взрослых превысит число детей и молодежи, занятых в сфере формального образования. По данным Института образования ЮНЕСКО, в России, если она будет следовать курсом модернизации экономики и постепенного рыночного реформирования, в самое ближайшее время совокупная продолжительность образовательных программ для взрослого населения должна намного превысить продолжительность аналогичных программ детско-юношеского образования. Поэтому, отдавая должное исследователям, уделяющим внимание образовательным процессам в средней и высшей школе, а также в сфере дополнительного профессионального образования, следует отметить, что другие формы (включая неформальное и информальное образование) практически не изучены». Именно на эти направления они и акцентируются в статье, что вызывает в ней наибольший интерес.
Также следует выделить важную авторскую идею: «самообразование оказывается чуть ли не единственным способом компенсировать недостаточные возможности профессионального роста, которые предоставляют государство или работодатель».
 
4.Возможности дальнейшей разработки проблемы
 
В самое ближайшее время самообразование может стать копромиссной формой учебной деятельности между радикальной (критической) педагогикой и дидактической педагогикой (точнее, андрагогикой). В этом видится один из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Кроме профессиональных и досуговых знаний и навыков важное значение приобретают гражданские и политические. Правда, традиционные проводники политического образования — политические партии — пока малоактивны, особенно в регионах, недостаточно уделяют внимания использованию современных образовательных технологий и, как следствие, не могут противостоять по эффективности гегемоническому воздействию масс-медиа. Поэтому следует ожидать развития группового самообучения, особенно в рамках активности общественных и религиозных объединений (в уставе которых, разумеется, предусмотрена информационно-образовательная и просветительская деятельность).
К неформальному и информальному образованию, очевидно, следует отнести занятия спортом, включая туризм и путешествия, значение которых как образовательных средств не только для детей, но и для взрослых, явно недооценивается. Между тем, эти виды деятельности формируют такие положительные навыки, как умение действовать в команде, воля к победе или достижению поставленной задачи, состязательность (навык действий в конкурентной среде), поиск нестандартных решений.
 
***
Телефон +7 (911) 923-22-98

E-mail:
 
 
 
На главную страницу  На страницу статей