Рецензия на статью «Методологическая картина дизайна»
 
1.Краткая характеристика и основная проблематика статьи
 
Название статьи – «Методологическая картина дизайна»
Авторский коллектив – © О.И.Генисаретский, Г.П.Щедровикций
 
Авторы выделяют основные тезисы дизайна, предваряя это следующим комментарием: «Анализ общественной природы дизайна и построение его теории не могут быть осуществлены без опоры на широкий круг философских, социальных, гуманитарных и технических наук. Практика дизайнерской работы объединяет самые разнообразные элементы социальной действительности и должна учитывать весьма разнородные требования, идущие от человека, его культурных ценностей и эстетических отношений, от деятельности потребления вещей, ее временных и прочих рамок, от производства с его техническими и технологическими требованиями, от особенностей организации проектировочной работы и т.д. и т.п. Соответственно этому и общая теория дизайна должна содержать и объединять знания о самых различных и разнородных явлениях этой области. … Поэтому на первых этапах своего развития анализ дизайна исходит из многих, весьма разнородных наук и объединяет входящие в них весьма различные знания — философии и методологии, социологии и эстетики, инженерной психологии и экономики, общей технологии и системотехники, кибернетики и теории организации производства. Знания всех этих наук используются при формулировании специфических проблем дизайна и при решении их».
 
2.Краткое содержание статьи
 
Статья включает 21 тезис по методологии дизайна.
Дизайн - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале XX века как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы - функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.
Авторы отмечают, что выделение и формирование практики и теории дизайна является, таким образом, некоторым новым этапом в развитии большого подразделения человеческой социальной деятельности. Оно связано с принципиальными преобразованиями в социально-экономической и социально-технологической структуре современного общества и представляет собой становление и идеальное завершение новых этажей в традиционно существующих подразделениях деятельности.
 
3.Актуальность публикации
 
Методология и практика дизайна все больше и активнее концентрируется на проблемах политических, социальных, философских. Понимание дизайна как разновидности декоративного творчества в промышленности сменяется осознанием деятельности дизайнера как универсального рычага обострения или умиротворения социальной напряженности. Социальные проблемы приобретают доминирующий характер. Именно по этой причине онтология и методология социальной философии, осмысленные сквозь призму дизайнерских проблем в междисциплинарной структуре дизайна, становятся особым звеном, объединяющим в себе все аспекты и нюансы изменяющегося, развивающегося дизайна конца ХХ века. Задача вычленения дизайна из сферы обыденно - практического и традиционного профессионального сознания и превращения его методологии в специализированную отрасль духовного производства. Критическое изучение разнообразия, оригинальности и социальной значимости фактического, хотя зачастую и противоречивого материала позволяет с равным интересом рассматривать различающиеся и конфликтующие позиции и результаты исследований. Основным ориентиром, доминирующим центром методологической проблематики дизайна является проблема человека, проблема его социального и индивидуального благополучия.
Процесс деконструирования и реконструирования присущих дизайнеру, потребителю и культуре в целом мировоззренческих стереотипов сопровождается освобождением философской дизайнерской методологии от узости обыденно - практического, инструментального сознания.
 
4.Возможности дальнейшей разработки проблемы
 
Авторами намечены следующие возможные направления исследований:
знания о системах «люди–вещи», т.е. о жизни людей в предметной среде и жизни вещей среди людей. Анализ этой области образует еще одно направление научных исследований, тоже входящих в общую теорию дизайна. Эти исследования охватывают проблемы социологии, социальной психологии, эстетики, семиотики, эргономики и др.
построение цепей «объекты—продукты», цепей средств, процессов и задач. Построение схем комплексов различных видов деятельности дает возможность анализировать ее на моделях и определять наиболее удачные и эффективные формы организации деятельности заранее, до осуществления и реализации самих этих комплексов на практике.
выделить и описать те знания и, соответственно, те линии научных разработок, которые необходимы для осуществления анализируемой деятельности. При этом, как прямо указано авторами, «каждое знание будет характеризоваться с двух сторон: в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к ним деятельность, где они будут использоваться; в соответствии с теми видами деятельности, которые должны быть осуществлены для получения этих знаний».
 
***
Телефон +7 (911) 923-22-98

E-mail:
 
 
 
На главную страницу  На страницу статей