Проблема становления и развития самосознания подростка
 
Проблема становления и развития личности является одной из наиболее актуальных и злободневных проблем современной психологии развития Особое значение в контексте решения этой проблемы имеют вопросы, касающиеся психологических особенностей детей старшего подросткового возраста.
Подростковый период развития принято считать в возрастной психологии переходным между детством и взрослой жизнью. Как показывают различные этнографические и культурологические исследования данный возрастной период является сравнительно недавним завоеванием человечества В его появлении, по мнению исследователей, повинны уровни развития цивилизации и культуры. Обобщая этнографические данные, Р. Бенедикт пришла к выводу, что тип перехода от детства к юности зависят, в частности и от того, насколько велик разрыв в нормах я требованиях, предъявляемых обществом ребёнку и взрослому.
Вхождение в современную сложную как социальном, так и в производственном плане жизнь требует отдельного периода психологического развития, где происходит, прежде всего, становление самосознания. Если ставить вопрос о развитии личности, построения индивидуальной картины мира, когнитивном уровне мышления, познании себя, то правомерно рассмотреть именно тот жизненный период, когда формируются данные сферы личности т. е. период старшего подросткового возраста, главным новообразованием которого является самосознание.
Зарождение и становление самосознания, как единстве званий, представление о себе я о своем месте в обществе, возникает в подростковом возрасте. Главное новообразование старшего подросткового возраста - это формирование самосознания. Это период жизни, который является еще одним рождением, осознанием себя, своего будущего пути, тот момент в жизни, который в последующем определяет развитие самой личности, стиль жизни и уровень его реальных достижений. Успешность прохождения данного этапа есть возможный залог становления целостной личности.
Многие исследователи подросткового периода развития отмечала, что это - возраст становления самосознания (Л. С. Выгодский, А Н. Леонтьев, Д, Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Учитывая ту роль, которую играет подростковый период развития в общем контексте становления личности, можно сказать, что самосознание подростков предопределяет перспективу их будущей жизни.
Ш. Бюлер выделяла подростковый возраст в своей интенциональной теории как самый главный для построения планов будущей жизни. Это период первых дерзаний, которые позволяют оценить собственные возможности и способности, период, когда исследуется степень и реалистичность собственных притязаний. Ш. Бюлер показала, какое важное место во внутренней жизни юношества занимает проблема поиска смысла жизни и идеалов.
В то же время подростки характеризуются как страдающие от чувства одиночества, непонимания и социального давления со стороны общества. Это создает реальную проблему формирования позитивной Я - концепция.
Э. Фромм видел закономерности противостояния между социальными нормами общества и желанием человека быть самим собой. Он писал, что присваивая модели, предлагаемые культурой, индивид перестает быть самим собой. Конфликт между стремлением к свободе и безопасностью представляет наиболее мощную мотивацию силу в жизни людей. Развитие этого противостояния приводит к одному из пяти, описанных Э. Фроммом типов характера.
Э. Эриксон раскрывает социальный аспект познания себя. Поиск эго - идентичности Э. Эрнксон считает очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток, по мнению Э. Эриксона, в данном возрасте сталкивается с новыми различными социальными (требованиями, ролями. Именно в этом проявляется особенность его, по терминологии Л. С. Выготского, социальной ситуации развития. Суть личностного развития на этом возрастном этапе, по мнению Э. Эриксона, состоит в том, что подросток как бы собрал воедино все имеющиеся к этому времени знания о себе и интегрировал свои многочисленные образы в личностную идентичность. Э. Эрнксон рассматривает подростковый периоде контексте жизненного пути. В этом плане он считает, что особенности психического и личностного развития в этом возрастном периоде характеризуются как пояском новых ролей, так и проигрыванием ролей, позволяющих апробировать уже отчасти сложившиеся образы.
 
***
Телефон +7 (911) 923-22-98

E-mail:
 
 
 
На главную страницу  На страницу статей