Урок синхронного комментирования: о сетевом маркетинге
 

Впервые печатал как статью в Интернет-журнале «Контрольный листок» (2016, № 3) под псевдонимом Даниил Печерников

 

У читателей новостей в большинстве не развит критический подход, и они готовы принимать «раскрученный» единичный случай за общее правило. В январе 2016 года промелькнула новость, что телеведущая Опра Уинфри заработала 12 миллионов долларов с помощью всего одной записи в социальной сети.

Подробности этого случая таковы, что Опра разместила в своем Twitter видеоролик, в котором рассказала, что похудела на 11 килограммов и при этом не отказывала себе в хлебе, и добавила, что в борьбе с лишним весом ей помогла американская компания Weight Watchers, которая предлагает продукты и услуги для тех, кто хочет сбросить вес. Через час после публикации акции фирмы подорожали на два доллара. Оказалось, что Опра владеет 6 миллионами этих акций, поэтому она обогатилась на 12 миллионов долларов.

Какие критические замечания можно сделать к новости? Они указаны в самой ситуации. Не каждый является телеведущим (следовательно, у всех на виду и на слуху), не каждый владеет таким большим пакетом акций «нужной» компании (информации о которой у широкой, тем более - российской публики нет), а подорожание акций, как известно, это фиктивный капитал, а не новая стоимость, и эти 12 миллионов не могут быть непосредственно получены, ведь если бы Опра вздумала враз продать эти акции (получить «живые деньги»), эти акции – в соответствии с «инстинктом рыночной толпы», напротив, стали бы снижаться в цене. Не говоря уже о некорректном употреблении слова «заработать», которое всё часто противопоставляют действительно трудовой деятельности. В конце концов, ведь это событие могло быть спланированным, как «рояль в кустах», и запись в Twitter была просто условным сигналом к повышению акций. То есть – событие, которое должно быть оставлено без особого внимания, но в отношении него внимание толпы специально заострили.

Именно эта особенность восприятия, распространяющаяся, как чёрная зараза – некий гибрид гриппа и оспы, - становится одновременно условием для совершенно новых штаммов массовых манипуляций. А распространителями могут быть как заинтересованные лица, либо нанятые ими посредники, так и те, для кого обычное поведение «мне платят – я работаю», и неважно, выражена ли эта плата в рублях, количестве печатных листов в зачёт академических званий или индексах Хирша.

Возможно, всё перечисленное мной находит отражение в статье Я.С. Соколовой, студентки ИГЭУ (Иваново), под руководством доцента, к. э. н. Л.В. Голубевой «Сетевой маркетинг: миф или реальная работа?». (Материалы конференции «Энергия-2013»)

Для полного понимания общественной опасности статьи, которая является не научной публикацией, а рекламой и оправданием сетевого маркетинга, да ещё в соединении с «обвинением жертв», я воспользуюсь приёмом «синхронного комментирования». Отметим, что само название статьи - попытка уравнять сетевой маркетинг с работой.

 

 

Текст статьи Соколовой и Голубевой

Комментарий

Очень часто в рекламных роликах нам рассказывают историю успешных людей, которые «строят» сами свою карьеру. Чаще всего, заказчиками подобной рекламы являются компании, основой функционирования которых является сетевой маркетинг. Но вот парадокс, люди, которые хотят работать в подобной системе, стать успешными и улучшить свое материальное положение, порой очень заблуждаются в своих догадках о том, что же действительно такое сетевой маркетинг, какие опасности и сложности он в себе несет. Поэтому большинство людей не доверяют, боятся и всячески обходят стороной такого рода карьеру.

Данная тема крайне актуальна в современном обществе, ведь очень многие крупные компании используют, а система так и остается не понятой и опровергнутой простыми обывателями.

Манипуляция на ложных ценностях – успешность, стабильность, карьера. Противопоставление «правильного» поведения, подаваемого в рекламных роликах актёрами, играющими роль «успешных», и «простых обывателей», как будто есть «непростые». Также используется непроверенное утверждение «многие компании используют», якобы это обычная практика в мире бизнеса. Перепутаны понятия «отвергнуто» (не принято без рассмотрения) и «опровергнуто» (то есть доказано, что данное утверждение ошибочно, хотя бы одним противоречащим примером).

Что же такое сетевой маркетинг с научной точки зрения?

Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) - концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами. Сетевой маркетинг (mlm) - это партнерство. С одной стороны выступает MLM-компания-организатор (порой это производитель, но, как правило? посредник), с другой стороны - частное лицо.

 

То, что вынесено в заголовок статьи – «онаучивание» сетевого маркетинга. В точности описана схема по ненормированному двойнику Википедии – Lurkmore – «лох сам себя окучивает, а лохотронщик радостно потирает лапки, не тратясь на розничный сегмент», только красивыми словами. Оправдание сетевого маркетинга подаётся бездоказательным, но красивым словом «партнёрство». Также подаётся преимущество посредника перед производителем. Авторы также не признают запятых, как пожарники.

В чем особенности работы в сетевом маркетинге? У кого есть шанс успешно трудиться в MLM-компаниях? Попробуем разобраться в данных вопросах. Занимаясь сетевым маркетингом, вы обязаны приобрести для себя тот товар или ту услугу, которые впоследствии станете предлагать другим. Считается, что если вы не пользуетесь соответствующей продукцией сами, то не сумеете о ней качественно рассказать людям.

Схема, распространившаяся именно в России: обязанность покупать и перепродавать товар, то есть компания уже сбыла ненужное, а ты ещё попробуй продать это!

Если вы хотите зарабатывать много денег в данной области, вам необходимо строить свою сеть. Помогает вам в этом спонсор - человек, который пригласил вас в компанию и уговорил вас приобрести товар. Спонсор может давать вам полезные советы и подсказки на первых порах, поскольку он заинтересован в росте вашей сети: она принесет ему доход. Но поддерживать вас спонсор вправе только тогда, когда вы сами проявляете активность и ищете новых «пчелок». Пассивные дистрибьюторы никому не нужны! Чтобы ваша сеть функционировала, она должна состоять из пятидесяти активных дистрибьюторов, которые обязаны строить собственные сети. Ваш заработок будет складываться из прибыли с ваших личных продаж и процента от прибыли ваших дистрибьюторов.

Отбор в сетевом маркетинге идёт по моральному критерию. «Повышают» и тем более «принимают» очень немногих, и только тех, кто умеет обманывать, предлагая широкой публике совершенно ненужный товар, причём по завышенной цене. Сетевой маркетинг превращается в «сетевой мерчендайзинг».

В маркетинг-плане существуют ступени, из которых состоит ваша карьерная лестница в данной компании. Они обычно различаются размером процентов, которые вы получаете, названиями и предоставляемыми льготами.

Ранговые отличия (все эти «алмазы», «сапфиры» и «изумруды»), которые просто ничего не значат. Здесь же о них говорится, как о чём-то значимом.

У кого есть шансы добиться успеха в сетевом маркетинге? Конечно, у людей активных, коммуникабельных, умеющих организовать свою деятельность и любящих деньги. У многих претендентов после посещения презентации складывается мнение, что достаточно войти в этот бизнес и деньги потекут рекой. Но работа здесь довольно напряженная. Вы должны убедить десятки незнакомых или малознакомых людей купить ваш товар, вступить в вашу сеть, поддерживать ее работу, вдохновлять своих дистрибьюторов, помогать им.

Впечатление «деньги потекут рекой» формируется искусственно, причём самими организаторами. На презентации используются манипулятивные приёмы создания обстановки, до развешивания настенных ранговых отличий, в частности, подложных грамот и дипломов, подбора специальной музыки и использования тех же актёров, играющих роли «успешных», как в роликах.

Чтобы выбрать подходящую компанию, ответьте для себя на несколько вопросов [1]:

Оцените, нравится ли вам товар или услуга, который предлагает данная компания. Если нет, вам нелегко будет продавать ее продукцию.

Какие ощущения вызывают у вас цены на товар, доступны ли они вам и вашим знакомым или это для вас бешеные деньги?

Устраивает ли вас маркетинг-план компании? Сможете ли вы выполнять план продаж?

Как компания относится к своим дистрибьюторам? Помогает ли она им, разрешает ли возвращать нереализованный товар?

Какие отношения существуют между сотрудниками компании?

Ответы мои известны:

  1. Не нравится
  2. Отрицательные
  3. Не устраивает
  4. Нет
  5. Как к лохам, но выдаёт за «партнёрство»
  6. Не помогает

 

Почему в России сетевой маркетинг люди воспринимают неоднозначно, почему он работает здесь не так успешно, как на Западе? Как правило, у нас сюда чаще приходят безработные, домохозяйки, пенсионеры, т. е. люди, не имеющие постоянной работы. Данная категория соискателей не обладает необходимым для успеха в MLM набором качеств. Но, наслушавшись восторженных рассказов, смельчаки решают заняться новым делом. Покупают товар на свои скромные средства, подписывают контракт. А дела идут плохо. Работа дистрибьютора на первых порах требует расходов (реклама, внешний вид и т. д.), а доходов не приносит. Граждане чувствуют себя обманутыми [2].

«Необходимый для успеха набор качеств» следует читать как способность обманывать, кинув, впарив и разведя на деньги». Безработных, домохозяек и пенсионеров вовлекают сами организаторы сетевого маркетинга, если судить по объявлениям. Текст написан не без подхода с «обвинением жертвы».

Сетевой маркетинг похож на финансовую пирамиду только тем, что пирамида маскируется под компанию сетевого маркетинга. Отличить сетевой маркетинг от финансовой пирамиды просто: если нет товара, или если товар не соответствует своим характеристикам: цена, качество, ликвидность, то это финансовая пирамида. Примеры компаний основанных на сетевом маркетинге: Amway, Intway, Коралловый клуб, Tupperware, Edelstar, AVON, Oriflamme, Mary Kay, Faberlic, «Си Эль парфюм», FM Group, CieAura, Мир книги и т.д.

Знакомое нам «открещивание», тем более товар в МЛМ предлагают чаще всего как раз действительно не соответствующий своим названным характеристикам («как продать втридорога совершенно ненужное»). «Amway против финансовых пирамид» - широко известный антипрецедент. В конце концов, какая разница, с помощью какой схемы организован отъём денег у населения?

Заработать деньги в товарном сетевом маркетинге вполне реально, если вы понимаете правила игры и обладаете нужными качествами. Если вы решили, что этот бизнес для вас, дерзайте. И помните, что только вы отвечаете за собственные решения. Лучше сначала сочетать сетевой маркетинг с обычной работой, а потом, когда дела пойдут хорошо, стать законченным сетевиком. Изучите специальную литературу, обдумайте свое решение и если вы уверены в собственных силах и возможностях, то, что ж, все в ваших руках!

Специальная литература о сетевом маркетинге – заказная, подобная данной статье. Оправдание завершается призывом «стать хорошо законченным сетевиком», то есть перед нами не научная статья, а реклама сетевого маркетинга.

Библиографический список:

1.Гольцов А.В. Перспективы использования многоуровневого сетевого маркетинга // Маркетинг. 2006. № 2.

2. [http://www.mlmclass.ru]

Слишком маленький список для научной статьи, к тому же источники «старые», поскольку статья опубликована в 2013 году. Такое бы не простили ни одному исполнителю качественных курсовых работ.

 

 

К последнему комментарию есть ещё одно дополнение: в настоящее время домен, на котором был расположен сайт (источник № 2, оправдывающий «сетевиков»-обманщиков и поддерживающий «обвинение пострадавших»), в настоящее время свободен, то есть самого сайта по этому адресу больше не существует.

Обманщики с сетевым маркетингом и финансовыми пирамидами часто используют такое «кочевание» по Интернету, меняя домены, чтобы было проще сбежать с деньгами обманутого населения, и это сверх значительной бесконтрольности Интернета и лояльности чиновников. А иногда они используют чужие имена и названия, как Sparta-team, - название компании, которая занимается всего лишь бронированием отелей в Греции (правда, вполне возможно, что настоящие компании, например, сферы туризма, действительно используют «диверсификацию» в сетевой маркетинг и финансовые пирамиды через Интернет).

«Онаучивание» схем обмана, неважно, как он называется, принимает опасные размеры, но противостоять им можно, в частности, ответным научным исследованием на тему, какие приёмы манипуляций используются в рекламе сетевого маркетинга.

 

 

На страницу авторских уроков

 

***
 
Телефон +7 (911) 923-22-98