Год выполнения - 2019, январь
Рецензируемая книга - Кривцун О. А. Психология искусства. М.: Изд-во Литературного ин-та, 2000.
Сведения об авторе рецензируемой книги:
Кривцун Олег Александрович (1954 г.р.). Область научных интересов - теория всеобщего художественно-исторического процесса; социокультурные и психологические факторы художественного творчества; статус художника в разных типах обществ; формы влияния искусства на сложение менталитета европейских культур и др.
Пересказ с минимальным цитированием.
Психология искусства – самостоятельная отрасль психологии, которая изучает:
свойства и состояния личности, при которых происходит формирование и понимание различных художественных достоинств;
влияние ценностей искусства на жизнедеятельность человека;
личностные проблемы создателя произведений искусства;
проблемы творчества создателя; - структурные особенности художественных произведений. Функции психологии искусства как науки:
определение особенностей и закономерностей создания художественных произведений;
установка специфики художественной деятельности;
определение механизмов, при которых человек становится творцом;
анализ специфических способов влияния искусства на человека.
Существует несколько подходов, которые применяются во время изучения психологии искусства:
1) Искусствоцентрический. Подразумевает, что искусство – это центр, а вокруг него находятся все те, кто стремится его понять. Понимание дается не всем: только самые развитые могут осознать всю ценность произведения искусства. Остальные обречены быть вдалеке от истинного эстетического наслаждения.
2) Теоретико-нормативный. Предполагает, что произведения искусства воспринимаются на высшем уровне эстетической пирамиды. Основная масса людей не способна, в полной мере, приблизиться к эталонному восприятию, но попытки осуществляются.
3) Механистический. Расценивает искусство как набор механизмов или результат деятельности этих механизмов психики, исключая личностные особенности.
4) Когнитивно-аффективный. Указывает на то, что произведения искусства – это результат особого эмоционального фона человека.
5) Деятельностный. Расценивает искусство как результат демонстрации скрытых смыслов.
6) Системно-типологический. В этом подходе первичен творец произведения искусства, а не оно само.
Содержание учебника объясняет закономерности восприятия произведения искусства, раскрывает малоизученные процессы художественного творчества. Автор исследует значение природной одаренности, роль приобретенных умений и навыков, место бессознательных и рациональных усилий в овладении языком искусства. Специальное внимание уделяется парадоксам творческого сознания художника: феномену «плавающей идентификации», способности одновременного сосуществования в разных ролевых ипостасях, метаморфозам художественной рефлексии.
Результаты творчества проявляются в книгах, картинах, научных открытиях, любых продуктах деятельности, ставших культурными ценностями. Психология творчества связана с самим процессом творения и результатом творения.
Существует несколько стадий творческого процесса:
Подготовительный. Период вдохновения, озарения и новых идей.
Формирование идеи. Происходит аналитический процесс помощью чувств мыслей и технологий.
Проявление творчества. Идет дальнейшее развитие процесса творения.
Реализация идей. Образ притворяется в продукт творчества.
Психология искусства занимается изучением нового и уникального во всех сферах жизнедеятельности. Психологи анализируют значение роли воображения, вдохновения и индивидуальных особенностей личности во время творчества.
Один из основных вопросов, который стоит перед психологами звучит так: почему некоторые люди становятся великими писателями, художниками, изобретателями, а другие люди не могут ничего придумать и создать? Скорее всего, ответом здесь является одаренность человека и творческие таланты.
Исследование трудов, связанных с наукой и техникой, очень сильно отличается от творчества в художественной сфере. Например, художественное творчество проявляет личностное начало и индивидуальность человеческой личности, в отличии от научных творений.
Психология искусства исследует влияние разнообразных факторов, которые способны усиливать творчество, процессы мышления, вдохновения и других особенностей.
К проблематике психологии искусства можно отнести взаимодействие художественных, технических, научных и творческих подходов, а также личностного жизненного восприятия.
При анализе продуктов художественного творения легко можно интерпретировать психологическую информацию, индивидуальность пронизывает такой продукт.
Существуют конкурирующие друг с другом способы мышления, один из них можно назвать критическим, а второй вид мышления – творческим. С помощью критического мышления выявляются недостатки в других людях и их произведениях. Благодаря творческому мышлению открывают принципиально новые знания, собственные оригинальные идеи, без учета чужого мнения.
В книге рассматриваются как классические проблемы психологии искусства (психология художественного творчества, психология художественного восприятия, психологические аспекты строения произведения искусства), так и новые, еще только рождающиеся на стыке психологии, искусствознания, культурологии, антропологии. Специальное внимание уделено малоизученным вопросам взаимодействия исторической психологии и искусства; изучению способов самоидентификации художника на разных этапах истории, эволюции приемов художественного воображения, сложению «формульности» художественных потребностей в разных типах культур.
Позиция автора/критические моменты.
В исследовательских подходах доминирует междисциплинарный анализ искусства на стыке философии, искусствоведения, культурологии, психологии. Анализ фундаментальных основ и современных поисков психологии искусства предопределил жанр книги, которая в своем содержании совмещает учебно-образовательный и исследовательский материалы.
Определить на каком материале написана книга.
В книге рассматриваются как классические проблемы психологии искусства (психология художественного творчества и восприятия, психологические аспекты строения произведения искусства), так и новые, еще только рождающиеся на стыке психологии, искусствознания, культурологии, антропологии. Специальное внимание уделено малоизученным вопросам самоидентификации художника на разных этапах истории, эволюции культуры художественного воображения, сложению «формульности» художественных потребностей в разных типах культур.
Методология научного исследования.
Автор:
выдвинул концепцию типологии европейского художественного-исторического процесса; обосновал специфику и нетождественность понятий «художественно-исторический цикл», «художественная эпоха», «культурная эпоха».
разработал методологию совмещения диахронического и синхронического подходов к анализу художественно-исторического процесса, объединения фактографического и реконструктивного приемов исследования.
на основе изучения механизмов «самодвижения» духовной и художественной культур выступил с идеей чередования относительно устойчивых и переходных культурных эпох, обосновал алгоритмы культуротворческих и культурозависимых возможностей искусства в европейской истории.
выявил совокупность предпосылок и факторов, воздействующих на изменение статуса художника в истории.
разработал методологию изучения процессов психической эволюции человека на материале искусства.