Пример авторской контрольной работы на заказ по конфликтологии
 

Год выполнения - 2015, сентябрь

 

Анализируемый конфликт – долговой кризис в Греции (лето 2015)

 

1.Содержание конфликта

 

23 апреля 2010 года Греция официально вынуждена просить финансовой поддержки от ЕС, чтобы избежать банкротства. От греческого финансового кризиса непосредственно пострадали греческие банки, которые владеют основной частью греческих государственных облигаций, и обеспечивают государственный долг.

Первый пакет помощи Греции был одобрен 3 мая 2010 года. К марту 2012 года страна получила 72,8 миллиарда евро из одобренных 107,3 млрд евро. Второй пакет помощи Греции был одобрен 1 марта 2012 года, и включал в себя 34,5 млрд евро из первого пакета и дополнительные 130 млрд евро. Денежные средства перечислялись траншами. Так, 13 декабря 2012 года министры финансов стран еврозоны одобрили выделение Греции очередного транша помощи в размере 34 миллиардов евро.

На 30 июня 2015 года греческий долг достиг суммы в 312,7 млрд Евро.

Выдача уже первого пакета экстренной финансовой помощи была одобрена под выполнение условий:

1.Осуществление мер жёсткой экономии для восстановления финансового баланса;

2.Приватизация государственных активов на сумму € 50 млрд к концу 2015 года;

3.Реализация структурных реформ для повышения конкурентоспособности и перспективы роста.

Второй пакет финансовой помощи объёмом в 130 миллиардов евро, был предоставлен под дополнительные меры жёсткой экономии.

С 1 мая 2010 года греческое правительство начало проводить в жизнь упомянутые меры, соблюдение которых должно было сделать возможным получение кредита в €110 млрд сроком на три года, что вызвало волну массовых протестов.

В мае 2012 года в Греции прошли парламентские выборы. Однако партии не смогли сформировать правительство из-за непримиримой позиции Коалиции левых радикальных сил, выступающих против мер экономии. Сформировать коалиционное правительство удалось только после выборов в июне 2012 года.

В середине мая 2012 года всё большее количество экспертов прогнозировало скорый выход Греции из еврозоны из-за продолжения финансового кризиса и возникновения проблем при формировании нового правительства после выборов. Вероятность подобного развития событий привела к появлению термина «Grexit» (английское слово-гибрид, «Греция» + «выход») и соответствующему изменению поведения инвесторов на международных рынках. Вопреки расхожим мнениям, выход Греции из еврозоны принесёт стране также положительный импульс.

14 мая 2015 года правительство «Сиризы» сняло запрет на продажу контрольного пакета акций порта Пирей, крупнейшего морского порта Греции, в пользу иностранной компании. Вероятным покупателем выступит китайская компания Cosco, которая уже владеет двумя контейнерными пирсами.

 

2.Структурные элементы конфликта

- стороны конфликта:

Конфликт развивался параллельно: Греция против ЕС при участии на стороне ЕС также ЕЦБ и МВФ, и внутренний конфликт – греческий народ против правительства СИРИЗА, воспринимавший политику собственного руководства как соглашательскую.

В плачевном состоянии экономики Греции есть значительная вина ЕС, особенно Германии, требующей от Греции проводить политику жесткой экономии, ещё больше загоняющей экономику Греции в кризис. Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман считает, что действия ЕС по отношению к Греции являются «ужасным, возможно, смертельным, ударом» не только по экономике Греции, но и по всему Европейскому проекту. Навязывание политики жесткой экономии для Греции без снижения долговой нагрузки обречено на провал - даже если Греция согласится на все требования, из тупика это Грецию не выведет. Пол Кругман указывает на невозможность веры в благие намерения Германии. Условия, связанные с предоставлением третьего пакета помощи Греции, являются «уничтожением национального суверенитета». Роль парламента Греции будет сведена к формальному одобрению указаний «тройки» кредиторов. Экс-министр финансов Греции Янис Варуфакис в интервью испанской газете El Pais заявил о намерении министра финансов Германии Вольфганга Шойбле полностью подчинить финансовую систему Греции воле европейских кредиторов (ЕС, Европейский Центробанк и МВФ) и в дальнейшем распространить подобную практику централизованного управления национальными финансами на другие страны Еврозоны, в частности, на Рим, Мадрид и Париж.

- предмет конфликта: в узком смысле – внешняя задолженность Греции, в широком – проводимая Евросоюзом либеральная и даже дискриминационная экономическая политика

- образ конфликтной ситуации:

В ходе конфликта в ведущих СМИ СИРИЗА всегда выставлялась безответственным и идеологизированным леваческим правительством, но в то же время:

1.Большая часть греческого национального долга (78%) - это долг «Тройке»: Международному валютному фонду, Еврокомиссии и Европейскому центральному банку. Когда стало очевидно, что расчёты банков на экономический рост таких государств, как Греция или Ирландия, не оправдались, они немедленно потребовали деньги назад. Это вызвало финансовый кризис и заставило Грецию просить экстренных ссуд.

2.В 2009 г. наименее мощные экономики Еврозоны - Греция, Португалия, Ирландия, Испания - оказались под гнётом огромного долга лишь потому, что одолженные средства не позволили им стать более конкурентоспособными. Чтобы потеснить Грецию, Германия заморозила уровень зарплат. Со своей мощной экономикой и технологической базой Германия всегда оставалась в выигрыше при достаточно низких зарплатах. Отсюда в Греции появился серьёзный отрицательный торговый баланс, чей уровень обратно пропорционален немецкому положительному балансу. Так что влезание Греции в долги активно вдохновлялось Германией, требующей сегодня от Греции принять на себя вину за то, что стало крахом всей Еврозоны.

3.Соглашения, предложенные кредиторами, обрекли страну на годы бедности: с первой ссуды 2010 г. она пережила экономический спад, урезание зарплат на 25% и резкий рост безработицы. В случае Греции «структурная перестройка» потребует массовой приватизации, финансовой и рыночной либерализации, сокращения бюджетного сектора, отмены трудовых прав.

4.В настоящий момент «Тройка» активно препятствует тому, чтобы Греция решила вопрос сама, подталкивая ее к «строгой экономии», негативно влияющей на показатели роста. Поскольку у Греции нет собственного центрального банка, она не может избегнуть рецессии при помощи валютных мер, и поэтому правительство просит «Тройку» о списании задолженности, чтобы иметь возможность вложиться в экономический рост. Но Еврозона в принципе отвергает эту стандартную кейнсианскую политику, предпочитая ей жесткое сокращение государственных инвестиций и бюджетной сферы.

5.В СМИ партию СИРИЗА выставляют так, будто она повернулась спиной к Еврозоне, тогда как дела обстоят противоположным образом. Руководство готовилось пойти на компромисс и продолжать «экономию», чтобы получить новые ссуды. Однако переговоры на этот счёт сорвались, когда в окончательном предложении «Тройки» не были озвучены ни сокращения долгов, ни создание инвестиционных фондов, и, приняв его, Греция, судя по всему, погрузилась бы в бесконечную депрессию.

6.Переговоры СИРИЗА с «Тройкой» стали поучительным примером: они показали нежелание антидемократических институций уважать демократический выбор суверенных национальных государств. Более того, нежелание «Тройки» взимать выплаты по долгам с растущей, а не угнетённой экономики, демонстрируют, что она осуществляет экономическую стратегию на основе экстремальной неолиберальной парадигмы. Если Греция обанкротится, следствием станет притеснение всех европейских демократических движений. Это станет знаком поражения первого серьёзного демократического вызова неолиберально-технократическому порядку Европы.

- мотивы конфликта: стремление наиболее значительных стран ЕС (в первую очередь Германии) сохранить неравноправие в ЕС и оказывать давление на наиболее слабые страны ЕС (как Греция, Португалия, Италия, Ирландия), проводя политику сознательной безответственности (официально именуемую «неолиберальной»).

- позиции конфликтующих сторон: категорическое настояние ЕС на своём и попытка СИРИЗА найти компромиссное решение.

 

3. Динамика конфликта.

 

25 января 2015. В Греции состоялись внеочередные парламентские выборы на которых одержала победу Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) получившая 36,34 % голосов избирателей.

27 января 2015. В Греции сформировано новое правительство во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом.

30 января 2015. На начавшихся после смены власти в Греции переговорах с кредиторами было заявлено, что Греция рассчитывает на списание и реструктуризацию части долга. Новый министр финансов Греции Янис Варуфакис заявил, что Афины не намерены сотрудничать с миссией «тройки» европейских кредиторов (ЕС, Европейским Центробанком и Международным валютным фондом (МВФ)). Резкие заявления нового греческого правительства привели к взрывному росту доходности по десятилетним облигациям, которая за несколько дней подскочила с 8,5 до 11 % годовых.

30 марта 2015. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас в парламенте Греции заявил, что Афины до июня рассчитывают начать переговоры о реструктуризации государственного долга добиваясь от кредиторов списания большей части долга, который превысил 324 млрд евро или 180 % ВВП страны. При этом политик подчеркнул, что «откровенные и жесткие переговоры» будут идти до конца. Эти заявления привели к снижению курса евро по отношению к доллару США.

5 июня 2015. Греция отказалась перечислить очередной платеж в МВФ. Греческие власти попросили фонд объединить четыре июньских транша, которые они хотят перечислить 30 июня. По графику платежей кредиторам Афины должны были 5 июня перечислить МВФ около 300 млн евро. Помимо этого, платежи должны состояться 12 июня (примерно 340 млн евро), 16 июня (примерно 560 млн евро) и 19 июня (примерно 336 млн.). Всего в июне 2015 года Греция должна погасить 1,23 млрд SDR (специальные права заимствования).

11 июня 2015. Международный валютный фонд (МВФ) приостановил переговоры с Грецией, потому что стороны не сумели достичь прогресса в обсуждении проблемы долга Афин. В этот день также рейтинговое агентство S&P понизило кредитный рейтинг Греции с CCC+ до CCC с негативным прогнозом. Аналитики агентства оценивают как высокую вероятность дефолта страны в течение года.

26 июня 2015. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас и его делегация отвергли предложение о пятимесячном продлении нынешнего соглашения о помощи. Представители делегации говорят, что предложенный им текст оказался менее благоприятным, чем опубликованный ранее меморандум. Кроме того, средства, которые могли быть выделены Афинам, были недостаточными для покрытия всех нужд страны. Алексис Ципрас обрушился с критикой на кредиторов страны, заявив, что «европейские принципы не были основаны на шантаже и ультиматумах».

27 июня 2015. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас после очередной неудачной серии переговоров с представителями «тройки» и государств ЕС, объявил о проведении 5 июля 2015 года национального референдума о принятии условий финансовой помощи.

28 июня 2015. Правительство Греции приостановило работу кредитных организаций: банков и биржи в Греции до 6 июля и ввело контроль за движением капитала, чтобы остановить отток денег за границу. В банкоматах страны один человек может снять не более 60 евро в сутки.

29 июня 2015. Финансовые рынки за пределами Греции отреагировали на происходящие события беспрецедентным обвалом - все без исключения значимые биржи закрылись в минусе.

1 июля 2015. Греция допустила дефолт, не переведя Международному валютному фонду (МВФ) транш в размере 1,54 млрд евро в рамках погашения задолженности.

5 июля 2015. Состоялся референдум по финансовой политике, в результате которого 61,3 % проголосовавших ответили «όχι» (греч. нет) на предложение «кредиторской тройки» (ЕС + ЕЦБ + МВФ) жёсткой экономии. Однако правительство Греции всё же под давлением ЕС пошло на «компромисс» после трёхнедельных переговоров

 

4. Классификация конфликта.

 

- по сфере проявления – социально-экономический.

- по степени длительности и напряженности – конфликт начался ещё в 2010 году, но только летом 2015 года на несколько недель достиг максимума напряжённости.

- по субъектам конфликтного взаимодействия конфликт «группа с выраженным лидером против одного». Данным лидеров в «группе» ЕС является Германия.

- по социальным последствиям является деструктивным, поскольку сложившиеся бедствия греческой экономики остались, новые (усиление долговых тягот и возможность вмешательства ЕС во внутреннюю социальную политику) – добавились.

- по предмету является составным, так как он означал для Греции неравноправное положение в ЕС, тогда как инициатору этого конфликта со стороны ЕС – Германии – неоднократно позволялось не платить по своим обязательствам.

 

5. Предложите подробную стратегию разрешения конфликтной ситуации, обоснуйте ее и аргументируйте свой выбор.

 

В глобализированном мире экономиики взаимозависимы. Положительный торговый баланс страны-экспортёра ведёт к отрицательному у импортёра если, как это произошло в случае с Грецией с одной стороны и остальной Еврозоны - с другой, экспортёры проводят политику, направленную на ослабление потенциала своих соперников. Поэтому экономические кризисы требуют совместных решений.

Если цель в том, чтобы Греция вернула долг, то в нынешней политике «Тройки» нет никакого экономического смысла. Чтобы стала возможной хотя бы частичная выплата, греческая экономика должна расти, но последствия политики «Тройки» - прямо противоположные. Как указало правительство СИРИЗА, Греция нуждается в инвестициях, чтобы остановить спад, подобно тому как это произошло с Германией в 1953 г., когда все её внешние долги были аннулированы, а денежные возмещения привязаны к экономическому росту.

 

6. Опишите детально этапы разрешения конфликта

 

Несмотря на итоги референдума, в ночь на 16 июля парламент Греции поддержал законопроект «Срочные меры для проведения переговоров и заключения соглашения с Европейским механизмом поддержки (ESM)», принятие которого является условием возобновления предоставления ликвидности греческим банкам и начала новой программы кредитования.

20 августа 2015 Европейский фонд финансовой стабильности принял решение о выделении Греции €13 млрд ($14,6 млрд) в качестве первого транша из общего пакета в €86 млрд средств, предназначенных для преодоления долгового кризиса.

Условия предоставления помощи привели к расколу правящей коалиции СИРИЗА: более 30 членов её левой фракции, требующей выхода Греции из еврозоны, проголосовали против принятия условий кредиторов. В результате СИРИЗА потеряла большинство в парламенте. В тот же день А.Ципрас подал в отставку, призвав к проведению внеочередных выборов. В течение недели он исполнял обязанности главы правительства, а 27 августа его на этом посту сменила (впервые в истории Греции женщина) Василики Тану-Христофилу.

На внеочередных парламентских выборах в стране партия СИРИЗА вновь выиграла выборы и на следующий день Ципрас был повторно приведён к присяге.

 

На страницу авторских работ

 

***
 
Телефон +7 (911) 923-22-98