Читальный зал: педагогика и антипедагогика
 
Игрушки Петра III

 

© Н.Коняев («Костёр», 1991, № 11, с.20-21)

 

Будущий император Пётр III - Карл-Пётр-Ульрих родился в 1728 году.

Раннее сиротство - этот горький удел первых русских императоров - не миновало и его. Ему было два месяца, когда умерла от чахотки мать - Анна Петровна.

До семи лет ребёнок находился в руках женщин, которые научили его только болтать по-французски, а после семи лет воспитанием сына занялся отец.

Все свое время герцог Голштинский проводил в казарме и сына он тоже воспитывал, как маленького солдатика. Потом, в искривленном сознании Карла-Петра-Ульриха годы солдатской службы у отца вспоминались, как самые светлые и радостные. но во время самой службы приходилось нелегко

В 9 лет Карла-Петра-Ульриха произвели из унтер-офицеров в секунд-лейтенанты. В тот день праздновался день рождения герцога-отца и во дворце давался парадный обед. Девятилетний Карл-Пётр-Ульрих. одетый в сержантский мундир, стоял на часах рядом со взрослым сержантом, у двери в столовую залу. Ребёнок был голоден и глотал слюнки при виде вкусной еды, а отец-герцог, показывая гостям на сына-сержанта, весело посмеивался над его мучениями. Истязание прекратилось, когда велели подавать второе блюдо. Герцог приказал сменить маленького солдата и поздравил его лейтенантом. После этого Карлу-Петру-Ульриху было позволено занять место за столом, согласно новому чину.

Этот эпизод дает представление об особенностях «голштинской педагогии», которая в том и заключалась, что ребёнок как бы сразу становился взрослым, и вместо игр включался во взрослую жизнь. Во всяком случае, об игрушках Карла-Петра- Ульриха в Голштинии современники не пишут ничего, словно ребёнок и не играл вообще.

Однако самые тяжелые испытания ждали Карла-Петра-Ульриха еще впереди. Вскоре после смерти отца к нему был приставлен новый воспитатель, кавалерийский офицер Брюммер. Многие придворные злословили, что Брюммер воспитывает принца так же, как воспитывал лошадей у себя на конюшне, но Брюммер отвечал на это, что за те ничтожные деньги, которые получает он, принц и не заслуживает лучшего воспитания.

Система воспитания Брюммера была жестокой, почти садистской.

Учение Карлу-Петру-Ульриху давалось трудно, и Брюммер вместо того, чтобы как-то помочь воспитаннику, беспрестанно подвергал его изощренным наказаниям. Ребёнка то и дело оставляли без обеда. А чтобы усилить это наказание, заставляли его, голодного, стоять с нарисованным на шее ослом в дверях столовой и смотреть, как весело обедают взрослые. Часами стоял Карл-Пётр-Ульрих голыми коленями на горохе, пока колени не распухали. Его привязывали к столу, секли розгами и хлыстом...

Подобное воспитание давало свои плоды. И так-то не очень крепкий от природы, подрастая. Карл-Пётр-Ульрих превращался в уродца. Портился и его характер.

Перемены в несчастной судьбе ребёнка произошли после дворцового переворота в России, когда русский трон заняла тётка Карла-Петра-Ульриха - Елизавета Петровна. Она приказала перевезти четырнадцатилетнего внука Петра Великого в Россию.

Здесь подростку предстояло учиться всему заново. К Великому князю, названному Петром Фёдоровичем, были приставлены учителя русского языка.

Освоиться с подобной переменой трудно и развитому подростку. Ну, а бывшему Карлу-Петру-Ульриху, уже затюканному «голштинской педагогией», это оказалось вообще непосильным. Несмотря на все хлопоты наставников, он так и не научился толком говорить по-русски, так и не сумел понять разницу в религиозных обрядах лютеранства и православия - остался на всю жизнь без Бога, без Родины... В его бедной голове так и не смогли уложиться просторы России, и став взрослым, он всегда считал титул Русского императора менее важным, нежели чин генерала прусской службы. Как справедливо заметили исследователи: «маленькому человеку выпало исполнять должность великого человека».

Но беда заключалась не только в том гигантском объеме новых знаний, которые обязан был усвоить будущий император. Беда заключалась и в том, что все развитие Петра Фёдоровича пошло как бы наоборот. В детстве из него усиленно пытались сделать взрослого человека. зато в зрелые годы он с каждым днем все более превращался в ребёнка.

Импульс к этому «обратному развитию» дали Петру III уроки профессора Штелина.

Отчаявшись внедрить в голову Великого князя серьезные, глубокие знания. Штелин решил научить его хоть чему-нибудь. превращая уроки в игру. Древнюю историю он рассказывал. показывая старые монеты. По медалям Петра I рассказывал о новейшей истории. Он приносил из кунсткамеры забавные диковинки и модели и. показывая их. объяснял Петру Фёдоровичу механику и географию. Фортификацию Великий князь изучал по картинкам в книге «Сила империи», на которых были изображены русские укрепления от Риги до китайских границ. Немалую роль в обучении отводил Штелин и «кукольным машинам».

Кукольные машины - это заводные игрушки, вошедшие в моду в восемнадцатом веке. Игрушки эти были самыми разнообразными. Барабанщик отбивал на игрушечном барабане походный марш. Солдатик с ружьем проделывал все воинские артикулы.

Были среди заводных игрушек и настоящие механические картины. В музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится одна из таких картин - праздник в швейцарской деревне. Начинает звучать музыка: на террасе домика танцуют люди, раскрываются окна других домов и в них появляются любопытные лица, хозяева выходят на крылечки, с ветки на ветку перелетают птицы.

С увлечением Петра III игрушками совпало и изобретение в Германии в XVIII-м веке Андреасом Гильпершом оловянной игрушки. Оловянные солдатики, изображавшие прусскую кавалерию - а надо сказать, что расписывались они художниками, и с документальной точностью имитировали все детали обмундирования и вооружения,- сразу полюбились Великому князю.

«Стараясь извлечь пользу из каждого случая... - подводя итоги трехлетнего «обучения», писал Штелин, - на охоте просматривали книги об охоте с картинками: при кукольных машинах объяснен механизм и все уловки фокусников; при пожаре показаны все орудия и их композиция; на прогулках по городу показано устройство полиции».

Подобные «уроки» сгодились бы для пятилетнего ребёнка, но ученику-то исполнилось уже восемнадцать лет и это свидетельствовало о необратимых изменениях, происходящих в его психике.

Петр Фёдорович и вел себя, как неразумный ребёнок, не понимая ни своего возраста, ни высокого положения, которое он занимал в государственной иерархии. Вскоре после женитьбы на Софии Ангальтской – Екатерине Алексеевне, будущей императрице Екатерине II, он вдруг всерьёз увлекся игрой в куклы. Кукол ему выписывали из Европы, Китая, Индии, и с этими куклами Петр Фёдорович устраивал целые представления.

С каждым днем Петру Фёдоровичу словно бы становилось все меньше лет.

Кукол сменили солдатики из дерева, свинца, крахмала и воска. они сделались главным занятием Петра Фёдоровича. Они были расставлены на узких столах. Столы стояли так тесно, что между ними с трудом можно было протиснуться. Вдоль столов были прибиты медные решеточки с трещотками. Стоило дернуть за шнурок, и раздавался звук, похожий на беглый ружейный огонь. Часами забавлялся Великий князь стрельбой игрушечных солдат. Каждый вечер он производил с этими солдатиками «развод патрулей». Сам он на развод являлся в генеральском мундире, в ботфортах со шпорами. В мундирах должны были быть и присутствующие на разводе лакеи.

Ничего не переменилось в характере Петра Фёдоровича и в 1761 году, когда умерла Елизавета Петровна и он взошел на русский престол. И смерть тётки, и собственная коронация казались ему всего лишь игрой, и как к игрушкам относился он к русской армии, к русской церкви, к самой Российской империи. При этом игрушки эти казались ему достаточно скучными и всегда он предпочитал государственным делам игру в куклы.

Он играл в куклы и в тот день, когда восставшие петербургские полки провозгласили императрицей его жену - Екатерину. играл, когда его, арестованного, везли в Ропшу, играл, пока убийцы не прервали эту нелепую и страшную для страны игру последнего внука преобразователя России...

 

В читальный зал * На страницу «Педагогика и антипедагогика»

 

***
 
Телефон +7 (911) 923-22-98