Философия И. Канта
 

Иммануил Кант – представитель классической немецкой философии. Все философская жизнедеятельность мыслителя делится на два периода: докритический и критический.

В докритический период Кант занимается проблемами естествознания и превозносит идею касательно развития природы. В критический период философ исследует возможности познающего человеческого разума.

Наиболее известное произведение И. Канта - «Критика чистого разума». Здесь философ утверждает, что объект познания – это материальная вещь, которая находится вне человека и его сознания.

Важно заметить, что именно объект познания воздействует непосредственно на субъект, а не наоборот, как было принято полагать мыслителями предыдущих эпох

Тем не менее, именно субъект познания находится в центре всей системы, вследствие чего и принято называть философию Канта «субъективный идеализм». Объекты в «реальном» виде, которые воспринимаются нами располагаются на огромной окружности. Именно здесь и сосредотачивается вся картина мира и все сущее. Вне пределов данной окружности располагаются Абсолют, Бытие и все трансцедентальное (запредельное и метафизическое).

По Канту, рассудок и чувственности являются категорически отличительными. Тем не менее, знание научное может быть осуществлено лишь посредством их синтеза: ощущения без понятия являются слепыми, в то время как понятия без ощущений являются пустыми.

И. Кант определяет такие ступени познания:

Созерцание (чувственное). Познание берет начало с того, что феномены начинают воздействовать непосредственно на органы восприятия и вызывают у нас определенные ощущения. Эти ощущения упорядочиваются и укладываются в априорные чувствительные формы – пространство и время.

Объекты нам даны посредством чувственности, но они мыслятся посредством рассудка. Именно рассудок продуцирует формирование понятия, подводя итог чувственного восприятия. Рассудок был дан человеку вне зависимости от опыта – это априорное знание: качество, количество, модальность, отношение. Именно рассудок констатирует предмет. Таким образом, основание объекта находится в самом субъекте.

Разум предшествует возникновению идеи. Идея являет собою представление о цели, которую пытается достичь наше познание. Именно идея активизирует рассудок к деятельности. Именно здесь возникают антонимии – противоречия разума. Обнаружение противоречий означает что мир не познаваем.

Все знания выражаются посредством суждений.

Априорные суждения – доопытные – являются аналитическими.

Это связано с тем, что для того, чтобы убедиться в подлинности знания, можно попросту произвести анализ понятия тела и определить, что именно он подразумевает свойство протяженности.

Апостериорные знания, которые являют собою данные в опыте – синтетические.

Они присоединяют к представлению о теле совершенно новое представление, которое не содержится в понятии тела. Данные суждения не являются научной базой из-за своей «анти-всеобщности».

К третьему виду относятся синтетические априорные знания. В суждениях этой разновидности особое место занимает новый синтез знаний, новое соединение, из-за чего и название знания синтетическое. Именно это знание производит расширение суждений.

Эти суждения являются конечной целью человеческого познания, требуя непосредственной апелляции к опыту.

Этика Канта являет собою учения о нравственности, которые изложены в таких его работах, как «Критика чистого разума» и «Метафизика нравов». В последней работе он изложил окончательную, категорическую концепцию о этике.

Учения И. Канта показывают его идеи о чистом разуме. Так, философ твердит о заключительном слове, вследствие которого в процесс вступает воля и практический разум человеческой сущности.

Практический ум является преобладающим над теоретическим, так как именно человеческая воля способствует возникновению нравственной составной человеческой жизнедеятельности. Он приписывает человеку важную характеристику – способность познавания вещи в себе, которые являются лишь продуктами мыслительной деятельности – они могут лишь мыслиться и не могут ничем подкрепляться в материальной действительности.

 

Человек является чувствительным по своей природе. Воля дает ему определенные приказы, которые могут быть субъективно или объективно действительными.

Объективность являет собою категорический императив и обязательные предписания. Этот императив заставляет человека поступать нравственно вне зависимости от собственной выгоды.

Этические старания Канта довольно кратко описывают нравственность человека. Ради самой нравственности мы должны быть нравственными, а не ради своих интересов. Мы должны быть добродетелями только ради добродетели, а не нас самих.

Важно заметить, что человек должен выполнять свой нравственный долг подобающим поведением. Он не должен делать какие-нибудь хорошие поступки лишь из-за своего нрава, а должен делать это из чувства долга. Лишь человек, который поборол все свои желания и склонности может быть назван нравственным, который способен по своей природе делать добрые поступки.

По мнению мыслителя, нравственный закон не должен напрямую зависеть от обретаемого человеком опыта, он дается нам априори. Стремление к нему не должно нам навязываться посредством Бога, желания к счастью, любым эмоциональным составным. Он должен происходить в нас непосредственно от деятельности практического разума, базироваться на самостоятельности нашей воли, вследствие чего нравственность будет позволять нам оценивать себя как самостоятельную единицу действительности.

Человеческий идеал должен вмещать в себе совокупность счастья и добродетели. Тем не менее, счастье не должно являться самоцелью и основной задачей для человека. Лишь осознанное стремление к добродетели и сама добродетель должны быть целью нашего существования.

Этические учения Канта кратко дают нам понять, когда именно человек может позволять себе блаженство.

Счастье и этика сосуществуют только в потусторонней жизни, что утверждено самим Богом. Таким образом, стремление к счастью может продуцироваться в жизни лишь посредством веры, вследствие чего лишь на почве морали, а не на умозрительной основе.

Следует понимать, что основа религии – мораль, которая выражается в Божьих заповедях, которые являются нравственными законами. Если рассматривать религию как основу морали, то можно определить, что ее необходимо воспринимать рационально.

Кантовская философия послужила основой для множества новых философских систем. В своих работах мыслитель переосмыслил рационализм и эмпиризм из работ, которые дошли до наших дней. Он создал вечные теории об морали и этике, которые и до сих пор не могут быть разрушены.

Нравственно добрым, действительно честным Кант считает поступок, совершаемый «без всякого намерения извлечь какую-нибудь выгоду...». Счастье рассматривается как полное удовлетворение потребностей и склонностей, являющееся сугубо индивидуальным. В «Критике практического разума» указывается, что «принцип сделать счастье высшим, определяющим основанием произвольного выбора есть принцип себялюбия». В счастье человек ощущает «сильный противовес всем велениям долга». Это понятно: если долг представляет общеполезное, то это означает, что, пользуясь выражением Канта, принцип долга есть принцип сделать общеполезное высшим, определяющим основанием морального выбора, т. е. принцип, диалектически противоположный принципу себялюбия. Моральное, должное противостоит «эмпирической природе» человека, как общее благо личному. Именно отношение между личным и общественным составляет основное содержание морального, как оно по существу (а не по внешней видимости) понимается Кантом. Сущностные законы бытия человека, тенденции и перспективы его исторического развития, не могут рассматриваться в качестве полюса отношения, другим полюсом которого являются личные интересы, не могут быть, как уже отмечалось, критерием морального долга. Ведь именно эти «сущностные законы» при определенных условиях породили отношения частной собственности, эксплуатации, угнетения, эгоизм и аморализм. Кроме того, личные интересы сами закономерно обусловлены и, следовательно, с этой точки зрения, могут быть отнесены к сфере должного.

Основой развития личности всегда будут образование и самообразование, что позволяет человеку оставаться в динамике поиска реальных смыслов, открытости, толерантности, развивать мотивационный интерес к выбору самого себя в нравственности. Это поможет избежать массовости авторитарных решений, несущих разрушительное влияние в сфере образования, и в целом в культуре. Важным показателем образованности взрослого является непрерывно продолжающееся проникновение в сущность тех или иных явлений, фактов с целью самостоятельного и свободного разрешения новых проблемных ситуаций своей жизнедеятельности. Развитие и саморазвитие позволяет личности преодолеть негативный опыт своими собственными усилиями, при свободном нравственном выборе выйти на более высокий индивидуальный показатель в профессиональной деятельности. 

Если следовать Канту, два способа познания мира - теоретический и практический - сосуществуют в нас, сменяя друг друга в зависимости от наших же познавательных интересов. Если нам важно знать, какие свойства в интересующих нас предметах составляют их природу, которую невозможно изменить с помощью имеющихся средств и самых настойчивых усилий, в дело вступает теоретическое познание. Рассудок, диктующий его принципы, требует, чтобы мир состоял из одних только безразличных к нашим желаниям природных необходимостей.

По Канту, главная функция практического познания, или практического употребления разума, - прояснение действительно разумных целей и выбор таких же разумных средств их достижения.

Результаты теоретического познания - знания о том, что непреодолимо (как в случае природной необходимости) или недопустимо (как в случае моральных запретов или юридических норм), - представляются не менее важными для принятия практических решений, чем вера в осуществимость наших замыслов с помощью свободно избранных правил поведения. Эти знания и эта вера легко уживаются в нашей повседневной жизни, что порождает, если следовать Канту, иллюзию постоянного взаимодействия результатов теоретического и практического познания. Однако, считал он, два образа мира, создаваемые рассудком и разумом, сосуществуют в субъекте совершенно обособленно, хотя наш разум не соглашается с неразумностью природного мира и требует подчинения его своим целям («понятие свободы должно осуществлять в чувственно воспринимаемом мире выдвинутую его законами цель»).

 

Список литературы

 

1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 2. - Ч. 1. - 2-е изд. - М., 2006.

2. Кант И. Основоположение метафизики нравов // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.

3. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.

4. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 4. - М., 2001.

5. Кант И. Статьи и письма разных лет // Кант И. Сочинения : в 8 т. - Т. 8. - М., 1994.

6. Мальтер Р. К истории возникновения «Основоположения к метафизике нравов» и «Критики практического разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 3. - М., 1997.

7. Коген Г. Теория опыта Канта / пер. с нем. В. Н. Белова. М.: Академический Проект, 2012. 618 с.

8. Лебедев С. А. Структура научной рациональности // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 66-80.

 

На страницу авторских работ
 
***
 
Телефон +7 (911) 923-22-98