Человек в условиях экологического пространства крупного города (на примере Санкт-Петербурга)
 
Введение
 
Драматичность современного отношения человека, общества и природы в значительной степени коренится в специфике технократического мышления, опирающегося преимущественно на систему потребительских и утилитаристских ценностей, делающих настоящую экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге, да и в России в целом, как никогда, идеологически зависимой. Анализ экологического статус-кво, острая потребность существенного изменения экологической ситуации в городе, сложившаяся практика взаимодействия человека, общества и природы настоятельно требуют не столько нового практического экспериментирования, сколько радикального пересмотра утвердившихся в качестве «единственно истинных» метафизических и морализаторских парадигм. Общество и человек объективно встали перед необходимостью, по существу, нового концептуального видения места человека в мире, перехода от антропоцентризма к космоцентризму, где человек выступает как одно из звеньев в геобиотическом круговороте живого, что в конечном счете и определяет границы экологии человеческого общества (социальной экологии или социологии), урбоэкологии.
 
1.Содержание социальной экологии как отрасли знаний
 
Предметом социальной экологии человека и основами синтеза разнокачественных типов знания, на наш взгляд, является исследование адаптациогенеза человека к биотическим, абиотическим и социальным факторам среды. Именно понятие «адаптивность» должно стать интегрирующим для генетических, эволюционистических, экологических исследований. Только при такой интерпретации предмета социальной экологии она является особой дисциплиной, отличной от санитарной гигиены призванной в специфических формах оценивать вредное влияние среды на человека), а также от различного рода умозрительных построений.
Известный исследователь К. Кумар в своей книге «Utopia and АntiUtopia in modern Times (Кumar, 1987), анализируя новейшие направления социального экологизма, убедительно доказал, что для него характерен утопический подход к преобразованию общественной жизни, взаимодействию общества и природы. Он отмечает, что хотя современные социальные экологисты ориентируются на постиндустриальное будущее, а не на доиндустриальное прошлое и испытывают интерес к альтернативным технологиям, все же их устремления лежат в морализаторской сфере в большей мере, чем собственно в технологической и экологической. В этом заключается их родство с классической традицией, начиная от Т. Мора и кончая У. Моррисом.
Экологический утопизм как способ восприятия или умозрительный подход к экологической реальности, присущей некоторым отечественным и зарубежным публикациям социальных экологистов, заключается в конструировании различного ряда образов, моделей, прожектов об оптимальном взаимодействии «общества и природы», рациональном природопользовании», успешном решении экологических проблем при рыночной экономике, «природе ноосферы», социально-экологическом управлении и т.п.», в которых иллюзорно, а значит, околонаучно снимаются реальные противоречия антропогенных воздействий прежде всего на факторы и движущие силы функционирования, развития живого и, соответственно, на факторы и движущие силы биологической и социальной эволюции человека. Экологический утопизм характеризуется следующими особенностями. В гносеологическом аспекте ему присуще умозрительное конструирование модели экологической реальности, которое опирается на отвлеченные принципы, например, «оптимизация отношений в системе общество - природа». В теоретическом плане - это игнорирование данных эволюционной теории, урбоэкологии, генетики человеческих популяций, медицинской генетики, медицины катастроф, следовательно, постулирование ничем не подкрепленных суждений вроде «снятия противоречий между возросшими масштабами антропогенного воздействия на биосферу и ее ограниченными компенсаторными возможностями». В практическом аспекте он отличается субъективизмом и волюнтаризмом, нашедшими выражение в «проектах века» (поворот русла северных рек, строительства АЭС вблизи крупных городов, захоронение радиационных отходов, т.е. реализованной антиутопией, закупки экологически грязных пищевых продуктов, торговли сырьем (сведение лесов) и т.п.
Экологический оптимизм социальных экологов во многом антиисторичен, а значит, и догматичен, так как исключает достоверные прогнозы. Он является разновидностью морализаторства, согласно которому вневременное «должно» никогда не может стать действительным «есть». «Ценность» социальной экологии, основанной на экологическом утопизме, состоит в успешных попытках философского обоснования мысли о том, как не следует развивать философские и социальные проблемы экологии человека. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что конкретные и подлинные проблемы урбоэкологии для своего решения нуждаются в философском синтезе тех научных данных, которые воспроизводят реальный процесс все увеличивающихся антропогенных воздействий на природу и прежде всего на человеческие популяции как элементарные единицы адаптациогенеза. Канули в лету представления, по которым каждый человек несет все признаки определенной популяции (типологическая концепция, идущая еще от Платона). Человеческая популяция (в том числе и городская) - это отнюдь не сумма, а генетикобиологическое целое, и в ней действуют специфические закономерности изменчивости, носящие групповой характер (например, феномен географически аномальных гемоглобинов). Доказана адаптивность человеческих рас к определенному экологическому пространству: плоскостное лицо у северных популяций способствует меньшему обмораживанию в суровых зимних условиях Севера, как и широкий нос и курчавость у негров способствуют теплоотдаче в южной среде.
Эвристические возможности популяционного метода к человеку могут быть реализованы при решении проблем эколого-генетических закономерностей, общих для всего живого, и об особенностях адаптационных возможностей человека в условиях антропогенного давления. Таким образом, экология человека является комплексной проблемной наукой, в ней очень важен философско-антропологический анализ адаптивной жизнедеятельности человека и соответствующая рефлексия эволюционно-экологических проблем человекознания.
 
2.Социальная экология крупного города (на примере Санкт-Петербурга)
 
Популяционно-генетическая изменчивость современного городского человека в аспекте его биологической эволюции осуществляется естественным отбором. В городской популяции действуют и стабилизирующая, и направляющая формы отбора. Об этом свидетельствуют эмпирические факты: 1 % - мертворождения, 15 % всех беременностей - спонтанные аборты, бездетность браков – 10 %, определенная частота тяжелых наследственных заболеваний в каждом поколении, устойчивость к инфекционным заболевания и т.д. Отбор, с одной стороны, повышает ингегрированность генотипа человека, а с другой стороны, поддерживает внутривидовой генетический полиморфизм. Вместе с тем популяционно-генетические изменения есть процесс адаптации к антропогенной среде, к культуре, понимаемой в широком смысле как возделывание, преобразование бытия. Санкт-Петербург с его почти пятимиллионным населением - это не только промышленно-технологический и историко-культурный центр, но в первую очередь среда обитания людей, антропогенная экологическая ниша. Множество факторов воздействует на витальные функции городской популяции, время же возможной адаптации к среде ограниченно, вернее, значительно короче, чем при приспособлении эволюционирующего человека к естественным опогеоценозам.
Исследование витальных функций и закономерностей жизнеде­ятель­ности человека в урбанизированных условиях касается сокровенных начал человеческого бытия, а именно - жизни и смерти.
Продолжительность жизни человека в урбанизированных полисах детерминируется комплексом факторов. Основными из них являются абиотические факторы (климат, почвенный покров и водный бассейн региона, атмосфера и ее химический состав, особенности городской застройки и жилья, загрязнение среды антропогенной деятельностью и т.д.); биотические факторы (синантропные и антропогенные виды экосистемы, растительный покров, структура и динамика популяции населения Петербурга, биологические показатели пищи человека и т.д.); социальные факторы (экономика и формы хозяйствования, городской транспорт, система водоснабжения и источники энергии, информационные связи и т.д.); факторы собственно генетико-биологические (генетическая программированность жизни человека, брачные связи, миграции, дифференциальная смертность и плодовитость и т.д.).
Среди абиотических факторов следует отметить прежде всего состояние воздушной среды. Известно, что окись углерода, выделяемая промышленными предприятиями, котельными завода и автомобилями, реагируя с гемоглобином крови, вызывает удушье у населения, аллергии, а сернистый ангидрид при взаимодействии с сырым воздухом превращается в серную кислоту и воздействует отрицательно на легкие. Не менее вредна и пыль, проникающая в альвеолы легких, а также производные свинца канцерогенного характера. В этом отношении особенно загрязнены напряженные транспортные магистрали города, неблагоприятна также экологическая обстановка в промышленных зонах, где проживает довольно многочисленная часть населения урбополиса.
Правда, мощные воздушные потоки смягчают эту обстановку, но, тем не менее, правы те петербуржцы, которые предлагают запретить транспортное движение по Невскому проспекту и другим артериям города.
Требует пристального внимания водный бассейн Петербурга. Наиболее загрязнены протоки Невы - Ижора, Славянка, Охта, Невская губа, где фиксируется дефицит содержания растворенного кислорода, наблюдается превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) азота нитритного и азота аммонийного, обнаружены летучие фенолы в водах Фонтанки, Обводного канала, Ждановки, Малой Невки и других каналах и речках. В водах многих водостоков, а также курортных районах наличествуют хлороорганические пестициды, которые вообще запрещены Законом об охране окружающей среды.
Не лучше обстоит дело и с очисткой воды. В составе сточных вод почти вся система Менделеева. Имеющиеся в городе очистные сооружения, по существу, делят сточные воды на две фракции: весьма грязную жидкую, спускаемую в Невскую губу, и твердую, которая нуждается в последующей утилизации. Так называемая биологическая очистка сточных вод посредством активного ила (комплекс микроорганизмов) способна отчасти переработать только органику, к тому же возникла проблема складирования отработанного ила. Наши очистные сооружения - своего рода рай для сине-зеленых водорослей. Очистка переводит фосфор из его органической формы в минеральную, наиболее удобную для питания этих водорослей.
Проще очищать стоки на каждом предприятия, переводя их на замкнутый водооборот, чем централизованно осуществить паспортизацию отходов, должен быть единый хозяин воды. А пока остается надежда на систему «Аквалон» и ему подобные, получившую распространение и признание у петербуржцев.
Городская популяция чутко реагирует также на шум и вибрации. Известно, что шум свыше 80 децибел вызывает головные боли, глухоту, нервные расстройства, сокращение производительности труда и т.д. В результате загрязнения окружающей среды страдают промышленные, гражданские и общественные здания, гибнут шедевры архитектуры (разъедание сварочных стыков, коррозия никеля, цинка, стали, износ стальных рельс).
Характеризуя биотические факторы, отметим, что экосистема города (парки, скверы, бульвары, зеленые зоны, пригородные лесопарки), несмотря на усилия по озеленению, страдают прежде всего от нас самих, имеется в виду вытаптывание, да и просто уничтожение зеленого покрова, городского ландшафта, сведение лесов в пригородной зоне, не в последнюю очередь за счет выведения садовых участков (в частности, дискуссии вокруг Линдуловской рощи, курортного побережья и т.п.).
Антропогенные факторы приводят к изменению биоценозов как реальной среды протекания эволюции в жизни человека. Так, например, в результате всевозрастающей замены естественных фитоценозов культурными и подавления фитосинтеза вредными газами снижается фотосинтетическая продуктивность растительного покрова. С упрощением структуры биоценозов происходит изменение интенсивности форм борьбы за существование как источника многообразных противоречий в эволюции, что приводит посредством естественного отбора к существенному изменению скорости и направления эволюционного процесса.
Наконец, выступая как причина уничтожения растительных и животных видов, сокращения их численности и среды обитания, человек способствует тем самым распространению других видов и экосистем (например, устойчивых к ядохимикатам и антибиотикам насекомых и микроорганизмов). В результате воздействия человека как селективного фактора все более прогрессируют виды с высоким коэффициентом размно­жа­емости (сорняки, микроорганизмы, насекомые, мелкие грызуны и т.п.).
Городской человек может не опасаться растерять в будущем в результате воздействия на эволюционный процесс антропогенного фактора следующие виды: это крыса-пасюк, из птиц к нам наиболее близки голубь и воробей, из насекомых - комар и таракан, из растений - одуванчик и репей. Первостепенной задачей является сохранение облагороженного, окультуренного нашими предками растительного животного мира. Решению первого круга проблем способствует организация национальных заповедников (типа Куликова поля), парков, охранных зон, экологизации инженерно-технических решений и т.п. Вторая стратегическая задача - общество со своими законами материального производства и культурой должно вписаться в естественный биотический крутоворот живой природы и его закономерности развития (переход на межотраслевую биотехнологию, создание безотходных производств и т.п.).
В трофическом отношении человек является одним из звеньев сложной системы круговоротов в биосфере с ее трофическими связями, поэтому необходимо сопоставление свойств городской популяции со средой, в которой она проживает. Говоря о собственно генетико-биологических проблемах, заметим, что в городской среде отбор поддерживает генетическое разнообразие популяции, которая, таким образом, несет в себе генетическую информацию о своей среде. Генетический полиморфизм - мощнейшее изобретение эволюции (патогенный микроб, заразивший одного человека, попадая к другому человеку, оказывается в новой для него биохимической среде). С другой стороны, как показали исследования ряда генетических маркеров, вредные условия производства выполняют селективную функцию. Лица, генетически устойчивые, обладают большей адаптивностыо, легче переносят антропогенные нагрузки, реже болеют, дают менее тяжелые клинические формы отдельных заболеваний.
Городская популяция сегодня - открытая система, преобладающим фактором ее динамики является аутбридинг, ведущий к увеличению генетического разнообразия популяции. Фактором, препятствующим объединению этого разнообразия в единый генофонд, служит положительная брачная ассортивность по многим фенотипическим социально-демографическим и этническим признакам (наибольшее значение индексов ассортивности характерно для евреев, татар и армян), а также инфертильность, связанная с планированием семьи.
Соизмеримость экологических изменений с эволюционно-генетическими возможностями человека нашла отражение в понятии экологического стресса, который вызывает популяционно-демографические сдвиги (превышение смертности над рождаемостью), приводящие к преобразованию генофонда народонаселения.
Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология нравственности, память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания приближает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда культа денег.
Важность и необходимость формирования сознания подчеркивается, по существу, всем современным научным сообществом.
Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания актуализировалась, как никогда, в наше время. Н.Ф. Реймерс и А.В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.
 
Заключение
 
Экологизация общественного сознания носит процессуальный характер, в котором можно выделить следующие стадии: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т.д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т.д.); в-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четвертых, становление отношений человека и природы элементом внутренней культуры личности, повседневности ее жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания, уровень культуры - это показатель того, насколько глубоко и разнообразно общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.
Экологический императив биосферной этики требует: следует действовать так, чтобы закономерности развития биосферы составляли цель, а не только средство человеческой деятельности: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.
 
Телефон +7 (911) 923-22-98

E-mail:
 
 
 
На главную страницу  На страницу статей