Восстановим астрономию в курсе средней школы!
 
Путешествие на Луну

 

© Н. Ю. Канаева, учитель физики средней школы № 1, г. Олонец, Республика Карелия

 

Эта дидактическая ролевая игра была проведена на уроке физики в VI классе в качестве повторения темы «Астрономия».

Урок начинается с того, что учащимся предлагается пояснить написанное на доске предложение: «Небо доступно всем!». (Выслушивают все ответы.) Затем следует рассказ учителя, в процессе которого он задаёт ученикам вопросы. (Правильные ответы даны в скобках.)

Подними голову в ясную ночь, и взгляд уйдет в бесконечность небесных светил. Что мы можем наблюдать на ночном небе?

Луна - ближайшее к нам небесное тело. Издавна она привлекала исследовательскую мысль человека. К каким небесным телам относится Луна? (Ответ: естественный спутник Земли.)

Кто впервые рассмотрел детально поверхность Луны и что использовал для наблюдения? (Ответ: 1610 г., Г. Галилей, телескоп.)

«Он всех нас позвал в космос» (запись на доске). Эти слова написал «В книге памяти», что лежит в мемориальном зале Звездного городка, астронавт - первый человек, ступивший на Луну. О ком эти слова и кто их сказал? (Ответ: о Ю. А. Гагарине, американец Нейл Армстронг.)

Итак, эти люди - посланцы Земли - были настоящими покорителями Космоса. А мы с вами сегодня совершим заочное путешествие на Луну. Полетим мы в составе 4 экипажей. Для осуществления космической связи в полете каждый экипаж должен иметь позывные. Например, позывным у Алексея Леонова было слово «Алмаз», у Валентины Терешковой - «Чайка».

Придумайте свои позывные. Для начала полета проведем ориентацию звездного неба. Путь наш не так далек, и звезды - наш главный ориентир. Каждый экипаж получит маршрутный лист. Но, к сожалению, штурман ЦУПа заболел, и лист остался не заполнен. Ваша задача: внести в него недостающие данные, а именно: название созвездия по его очертанию, название яркой звезды этого созвездия и по значению температуры определить, к какому типу звезд она относится.

(Учитель выдает маршрутный лист, показанный на рисунке.)

 

 

(Ответы: 1. Волопас, Арктур - красная. 2. Лебедь, Денеб - белая. 3. Орел, Альтаир - жёлтая. 4. М. Медведица, Полярная - желтая. 5. Лира, Вега - белая.)

Далее каждый экипаж (на выбор) производит защиту одного созвездия. Итак, как поется в известной песне:

 

Заправлены в планшеты космические карты,

И штурман уточняет в последний раз маршрут,

Давайте-ка, ребята, присядем перед стартом.

У нас еще в запасе 14 минут.

 

Но у нас не так много времени, и мы начинаем старт. Примите удобное положение.

Центр управления полетом готов! Начинаем (все вместе) отсчет времени: «5, 4, 3, 2, 1 - старт!».

(Включаем музыку «Серебряная мечта» ВИА «Зодиак», на экране проецируем диапозитивы с изображением космического корабля, Луны и лунной поверхности.)

Мы преодолеваем земное притяжение, пробираемся сквозь плотные слои атмосферы и выходим в открытый космос. Вокруг нас безмолвное темное пространство. И вот впереди Луна.

Мягкая посадка осуществилась, и мы с вами на Луне (в кабинете темно).

Полная ли картина, наблюдаемая нами с Луны? (Ответ: Не хватает звезд, ярких на фоне черного неба, четко выделяющихся и совершенно не мерцающих.)

Итак, звездное небо! (Включаем елочную гирлянду, протянутую через кабинет.)

Прилунились мы во время лунной ночи. Что вам известно о лунной ночи? (Ответ: длится 2 земных недели, наружный слой Луны остывает до температуры -150 °С.)

 

 

Условия не из приятных. К тому же наш корабль получил повреждения из-за неисправности бортового компьютера, что сегодня не такая уж редкость. И мы вынуждены некоторое время провести вне корабля. К тому же произведем и разведку местности. Мы берем набор необходимых вещей, но наша задача: взять с собой минимум их. Нам нужно решить, что возьмем в первую очередь, во вторую - и т. д.

Перед вами лист с перечнем вещей (см. таблицу).

 

 

Итак, ваша задача: классифицировать эти вещи, расставить их на месте с 1-го по 13-е. Главное условие: надо выбрать то, что вам нужнее всего, чтобы выжить на Луне в лунную ночь.

Рассмотрим только первые 3 места. Называя вещи, помещенные вашим экипажем на эти места, поясните свой выбор.

А теперь посмотрим, кто из вас благодаря своим знаниям, согласованности в работе, выжил на Луне. (На доске записаны «правильные» места, которые заносят на лист.) Подсчитайте ошибку, найдя разность двух мест у каждой вещи, и общую набранную ошибку. Назовите результат.

Если ошибка до 39, экипаж спасется; если ошибка меньше 41, шансы на спасение есть; если ошибка больше 41, шансов спастись нет.

Как вы считаете, что является нашим надежным помощником в любой экстремальной ситуации, никогда не подведет, можно сказать, служит нашим путеводителем? (Ответ: знания.)

В конце урока учитель говорит: «Чем больше мы узнаем об окружающем нас мире, о явлениях природы, тем смелее мы шагнем в просторы Вселенной. И кто знает, может быть, кто-то из вас станет конструктором или пилотом межпланетный кораблей. В добрый путь по Стране знаний!».

 

В читальный зал * На страницу «Астрономия»

 

***
 
Телефон +7 (911) 923-22-98